Персональная Среда Обучения. Секреты популярности.
На сегодняшний день в интернете существует определенный набор инструментов, сообществ и служб, на которые опираются индивидуальные образовательные платформы, используемые студентами-дистанционщиками для самостоятельного управления своим обучением и постановки учебных целей. Этот набор и называется Персональной Средой Обучения, далее по тексту PLE (Personal Learning Environments). По сути, PLE является этакой противоположностью LMS, если исходить из того, что первая концентрируется на обучающихся, а вторая ― на учебных курсах. Эти две системы дополняют друг друга. Часто случается так, что элементы одной из них довольно успешно используются для функционирования другой. На сегодняшний день идея использования PLE при обучении является довольно популярной среди студентов. Что же привело к такой популярности Персональной Среды Обучения? Давайте рассмотрим различные обстоятельства, предшествующие этому.
1. Длительное обучение. Сама по себе идея организации длительного обучения далеко не нова. Истоки ее лежат в профессиональной подготовке кадров. Так, например, в прошлом веке английскими профсоюзами при поддержке Института Механики и Ассоциации Обучения были разработаны и внедрены курсы повышения квалификации для рабочих. Целью этих курсов было совершенствование профессиональных навыков и знаний работников.
За последние 30 лет споры вокруг долговременного обучения были сведены к обсуждению более узких аспектов. Скорость развития и внедрения в различные сферы деятельности человека новых технологий подразумевает организацию непрерывного обучения персонала в течение всей трудовой деятельности. И если ранее о квалификации работников заботился исключительно работодатель, то в наши дни рыночная экономика и жесткая конкуренция на рынке труда переложили ее на плечи самих работников. Поддержка работодателя осталась только лишь в форме финансирования различных курсов и организации доступа к различным тренингам и программам.
Сама идея PLE подразумевает постоянное обучение. Для организации этого процесса ей требуются соответствующие инструменты. Кроме того, Персональная Среда Обучения требует от сотрудников компаний действенного участия в выборе формы самообразования, причем не в рамках одной какой-то обучающей программы, а в виде многостороннего обучения в разных контекстах. Лучшим образцом организации постоянного обучения, отвечающего концепции PLE, можно считать организованную во многих компаниях систему дистанционного обучения по методу «здесь и сейчас», когда любой сотрудник может получить подробную и квалифицированную информацию по любому вопросу (а значит и повысить свой уровень знаний). Социализация такого обучения вплотную приближает его к другому немаловажному фактору популярности PLE ― неформальному обучению.
2. Неформальное обучение. Как известно, обучение человека не заканчивается в то время, когда он покидает стены учебного заведения или закрывает вкладку с удаленным обучающим курсом на компьютере. Современный человек, постоянно находясь в обществе себе подобных, продолжает процесс самообучения на протяжении всей своей жизни. Как отметил в своих исследованиях Джей Кросс, только 10-15% полученных знаний носят формальный характер, а 85% ― получены из неформальных источников.
В корпоративном мире большинства европейских стран интерес к неформальному обучению возник из-за желания большинства компаний капитализировать интеллектуальные достижения своих сотрудников. Несомненным плюсом неформального обучения является то, что оно гораздо эффективнее способствует росту компетентности сотрудников и стимулирует их желание учиться. Примером, в данном случае, может послужить введение во внутрикорпоративную систему обучения, в рамках которой сотрудники могут создавать собственные блоги, темы или обсуждения, доступные для каждого работника компании.
Самым примечательным в обучении вообще является то, что формальные обучающие технологии, ресурсы и приложения доступны только тем «избранным», кто имеет средства для оплаты образовательной программы или работает в крупной корпорации, владеющей собственной системой внутрикорпоративного обучения. Применение PLE позволит обеспечить расширенный доступ ко всем имеющимся на данный момент технологиям обучения для тех, кто имеет желание повышать свою квалификацию. Другими словами, использование PLE позволяет объединить все методы обучения, включая неформальное, а также облегчить обучающемуся восприятие разных стилей.
3. Разные стили обучения. Каждый человек имеет свой собственный стиль обучения. Он формируется из различных «подходов» к учебному материалу в зависимости от условий и тематики обучения, а также ранее полученных навыков. С помощью программного обеспечения дистанционных курсов можно усилить либо, наоборот, ограничить некоторые приемы обучения, поэтому использование PLE предусматривает возможность подстраивать учебную среду под свой собственный стиль обучения.
4. Новые подходы к оценке и освоению обучения. С точки зрения концепции PLE, обучение можно тогда считать эффективным, когда повышение квалификации трансформируется в непосредственный результат. Это означает, что студенты для достижения поставленных целей могут не ограничиваться рамками одного курса, а могут использовать полученные ранее навыки для достижения требуемых результатов и доказательства собственной квалификации.
Следует отметить, что квалификация специалиста все чаще учитывается только при приеме на работу. Работодатель хочет видеть доказательства того, что полученные соискателем вакансии знания работают в конкретном контексте. Применение PLS могло бы значительно облегчить предоставление подобных доказательств. Например, в виде виртуального портфеля со ссылками на портфолио в электронном виде.