Осознанная практика - помощь в работе и ДО
Большинство людей, чья деятельность связана с музыкой или спортом, считают осмысленную практику совершенно обычным явлением, понятным большинству взрослых состоявшихся личностей. Однако это не совсем так. Работа большинства компаний построена так, чтобы максимально эффективно разрушать все принципы осмысленной практики. По сути, проанализировав эту работу, можно выделить несколько шаблонизированных элементов, из которых состоит деятельность 80% всех организаций:
1. Организация работы. Как обычно построен рабочий процесс практически в любой компании? Сотрудник (группа сотрудников) получает от вышестоящего руководителя определенное задание, выполняет его и получает определенный результат. В большинстве своем такая организация труда устраивает практически всех работников. Получая материальное вознаграждение за полученный результат, они стараются направить все свои усилия на его достижение, а не на развитие своих способностей. Между тем первый принцип осмысленной практики подразумевает постоянное разделение элементов своей деятельности на составляющие и непрерывный поиск решений по улучшению самых слабых из них. Такой поиск сопряжен с ошибками, последствия от которых очень часто оказываются фатальными для бизнеса, поэтому работники компаний предпочитают пользоваться проверенными методами, которые хоть и являются надежными, но полностью исключают саморазвитие.
2. Организация обратной связи. Большинство компаний практикует лишь пародию на этот элемент осмысленной практики ? годовой и куча текущих отчетов, зачастую являющихся никому не нужной кипой бумажек. В постоянно меняющейся сфере бизнеса такие отчеты по большей части бесполезны, так как содержащиеся в них данные к дате представления отчетности безнадежно устаревают, а выводы, сделанные на основе их анализа, могут привести к негативным последствиям.
3. Повышение квалификации. Даже самые передовые технологии дистанционного обучения могут дать прямо противоположный эффект, если они навязаны «сверху». Эффект от повышения квалификации будет только тогда, когда работник сам проанализировал свои слабые стороны и выбрал себе набор курсов для их устранения. В большинстве компаний дело обстоит наоборот: курсы повышения квалификации (пусть даже они тысячу раз дистанционные) выбирает и одобряет руководство. Большинство работников практикует формальный подход к таким курсам, считая их бесполезной тратой времени. Они в большинстве своем просто хотят и дальше работать по старинке, а не изучать что-то новое. И уж тем более не перебирать тысячу вариантов исполнения самой нудной работы, алгоритм выполнения которой сознательно доведен до автоматизма.
Вывод. Большинство компаний игнорируют осмысленную практику как способ достижения большей производительности, поэтому тот, кто понял, что применение данного способа повышения квалификации работников поможет получить большое преимущество в бизнесе ? сможет далеко обойти своих конкурентов. Многие компании уже на данном этапе внедряют в корпоративную культуру элементы осмысленной практики (например, менторство и коучинг). Кроме того, руководство многих компаний, внедряя осмысленную практику среди работников, всерьез озаботилось развитием дистанционного обучения как вспомогательного элемента для осмысленной практики. В таких компаниях работники сами могут выбирать себе курсы для дальнейшего профессионального совершенствовния.
Но что делать тем людям, которые желают пойти по пути осмысленной практики, но не работают в таких компаниях? Возможность повысить производительность своего труда лежит гораздо ближе, чем кажется на первый взгляд. Даже в том случае, когда человеку затруднительно найти время для превращения своей деятельности в осмысленную практику, метод саморегуляции помогает заниматься осмысленной практикой прямо на работе. Данный метод включает в себя три основных элемента. Рассмотрим в качестве примера учебный процесс при ДО.
1. Перед обучением. При использовании метода саморегуляции следует начать с постановки целей, непосредственно связанных с тем, что вас ожидает сегодня на тренинге. Исследования показали, что малоуспешные люди просто с головой уходят в учебу, не ставя перед собой никаких целей. Среднеуспешные ? ставят только общие цели. По-настоящему успешные люди ставят цели не на сам результат, а на процесс его достижения.Например, успешный работник не ставит перед собой цель банально получить заказ, а фокусирует внимание на том, как определить еще невыявленные потребности клиента, словно пианист, который отрабатывает сложные пассажи. Когда цель поставлена, следует продумать детально план ее достижения, ясно представляя себе технику получения необходимого результата. В нашем примере это могут быть: ключевые слова, оброненные клиентом, осознанно заданные клиенту наводящие вопросы, для выявления значимых для него проблем. Так же и в обучении: успешный человек не ставит себе цель банально заучить какие-то истины, чтобы сдать экзамен и получить заветную «корочку». Смысл обучения раскрыть в себе невыявленные личностные ресурсы, попытаться выйти за рамки прописных истин, развить нестандартный подход к решению проблем.
2. В процессе обучения. Самонаблюдение, даже в чисто мыслительной работе, ? вот необходимый для успеха навык саморегуляции. Метасознание ? мониторирование собственных мыслей, наблюдение за собой. Успешные люди, практикуют метасознание для лучшей адаптации в быстроменяющихся условиях. Например, на экзамене преподаватель выдвинул неожиданную проблему. Успешный студент может в этот момент ментально посмотреть на себя со стороны и оценить ситуацию. Осознаю ли я, что на самом деле имеет в виду профессор? Я взволнован? Я могу справиться с эмоциями? Что нужно изменить в тактике моего ответа?
3. После проделанной работы. Дабы осмысленная практика не превратилась в бесполезное занятие, необходима обратная связь ? самооценка. Успешный обучающийся более детально проанализирует поле занятий что получилось, а что нет. Он сделает это более детально и вдумчиво, чем средненький «хорошист». За образец он возьмет либо собственные предыдущие успехи, либо значимые достижения «коллег по цеху». Слишком завышенные требования к себе могут обескуражить, а слишком заниженные ? стать тормозом в дальнейшем саморазвитии.
Вместо заключения. После оценки процесса и результатов от проделанной работы перед Вами со всей неизбежностью встает вопрос: будете ли Вы и дальше применять новаторский подход или, махнув рукой, станете избегать рискованных экспериментов? Ответ на этот вопрос зависит от двух ваших глубинных принципов. Чего Вы хотите достичь, и во что вы верите? Если Вы действительно хотите достичь мастерства, проложить свою дорогу к вершине, то неизбежно придется затрачивать много сил, не ожидая молниеносного результата. Но тогда успех неизбежно свалится на Вашу голову. Если Вы хотите, но не очень ? сами понимаете, каков будет результат. В Книге книг сказано: «По вере вашей да будет вам». Если Вы действительно верите, что упорно работая, Вы достигнете профессиональных вершин, не оправдывая свою лень отсутствием дарований, ? значит, у Вас есть шанс.