Дистанционное образование. Опыт разных континентов
Национальный технологический университет США (National Technological University, NTU) возник в 1984 году на волне успеха дистанционных программ. А начиналось все с телевизионных курсов, которые с середины 60-х годов стали использоваться отдельными американскими инженерными колледжами для обучения работников близлежащих корпораций. Использование телевидения для предоставления высококачественного образования стало настолько популярным проектом, что эту идею стали воплощать в жизнь и для студентов из других городов. В то же время, с развитием спутникового телевидения, появилась возможность транслировать телевизионные передачи обучающего плана не только по всей территории США, но и в Австралию, КНР, страны Старого Света.
В 1991 году Форт-Коллинз (в штате Колорадо) становится штаб-квартирой консорциума (образован на базе Национального технологического университета) из сорока университетских инженерных школ. Такое превращение Национального технологического университета способствовало тому, что уже к началу 90-х годов более тысячи студентов изучали его программы для получения инженерной степени дистанционным способом при деятельном участии коммерческих структур-работодателей. Большое число студентов, получивших диплом магистра NTU, считали этот формат обучения единственно возможным для них в то время. Опыт дистанционного обучения, предлагаемого NTU, стал объектом изучения и был представлен мировому сообществу как образец для подражания в деле создания международного электронного университета.
Координация усилий университетских, правительственных и коммерческих структур способствовала воплощению в жизнь идеи дистанционных курсов. Для создания курсов привлекались денежные средства, предоставленные спонсорами. Национальный технологический университет практически полностью финансируется фирмами - работодателями студентов, которые вносят плату за обучение своих работников. За шесть лет существования NTU заработал 13,5 млн. $. А еще спустя четыре года университетом было разработано больше инженерных магистерских программ, нежели любой другой американской организацией.
На сегодняшний день количество студентов, обучающихся дистанционно при помощи системы публичного телевещания (Public Broadcasting System, PBS — TV), составляет более 1 млн. человек. PBS Audit Learning Service ― это программа, созданная при участии 1500 колледжей для обучения взрослых людей. Курсы по различным направлениям науки, управления, бизнеса транслируются по 4 образовательным каналам не только на всей территории США, но и при помощи спутников ― в другие страны.
В период проведения военной операции «Буря в пустыне» в 1990—1991 гг. американские моряки при помощи PBS — TV осваивали курсы Annenberg Corporation. В американской армии давно «приняли на вооружение» технологии, позволяющие военнослужащим США проходить дистанционно обучение, находясь вдалеке от образовательных институтов. Изучением курсов на кораблях дальнего плавания несколько лет руководит Американский открытый университет Нью-Йоркской технологической школы.
Особенности дистанционного обучения в Европе
Более 30 стран Старого Света развивают программы дистанционного высшего образования. Финансируемые правительством открытые университеты разрабатывают программы дистанционных курсов, реализуемых с помощью компьютерных технологий, радио и телевидения.
Создание открытых университетов в начале 70-х годов дало мощный импульс для развития дистанционного образования в Европе. Сегодня в каждой европейской стране существует несколько таких университетов, практикующих дистанционные программы обучения. Ранее хорошо зарекомендовавшие себя методики совершенствуются с учетом применения новых технологий: интернет, мультимедиа, спутникового телевидения.
Одним из таких открытых университетов является испанский Национальный университет дистанционного образования. Он не только один из самых крупных вузов страны (58 учебных центров), но также открыл 9 учебных центров в других странах.
Открытая школа бизнеса Британского открытого университета ― признанный европейский лидер в сфере дистанционного образования. Помимо этого вуза, другими учебными заведениями Великобритании разработаны дистанционные программы для получения степени магистра в сфере управления.
Французский Национальный центр дистанционного обучения был основан в 1939 году. В наше время в его «виртуальных стенах» получают образование более 35 тысяч студентов из 120 стран. Центр применяет программы дистанционного обучения без обратной связи. Это значит, материалы лекций и семинаров централизованно записываются на видеокассетах или дисках (могут использоваться и аудиоматериалы), которые затем доставляются в конкретные учебные заведения. В подготовке 2500 курсов участвовали около пяти тысяч преподавателей.
Помимо курсов для широкой аудитории разрабатываются адресные циклы лекций и курсы, по окончании которых можно сдать экзамен, чтобы получить диплом или сертификат. Телевизионные курсы Балтийского университета ― пример того, как можно реализовать данное направление дистанционного образования. К примеру, в 1991-1992 гг. студенты и научные сотрудники из 50 университетов находящихся в 10 странах с помощью спутникового телевидения обсуждали проблему охраны окружающей среды Балтийского региона.
Опыт иностранных компаний
Программы дистанционного формата в сфере бизнеса составляют 25 % от всего количества дистанционных программ. Разрабатываются они не только образовательными учреждениями, но и отдельными коммерческими компаниями. Примерами такого направления могут быть внутрикорпоративная образовательная спутниковая сеть IBM, частные обучающие системы Federal Express, J.C.Penney, General Motors, Ford, Walmart. Отдельные из них превосходят системы образовательных учреждений по количеству пользователей и уровню сложности.