Свобода личного времени: перспективы дистанционного обучения

Свобода личного времени: перспективы дистанционного обучения

Сегодня эксперты в области образования убеждены: уже в ближайшем будущем дистанционное обучение вытеснит обычное, возможно, полностью. Представьте: ваш университет (колледж, техникум, институт, центр преподавания курсов) теперь не где-то, а дома. Чтобы попасть на занятия к 9 утра, не обязательно выходить из дома в 7-8 часов. Достаточно просто включить компьютер в 8:55 и, удобно устроившись с чашечкой кофе, начать занятия…

Такое положение вещей, которое ещё 10-15 лет назад казалось нереальным, сегодня уже частично вошло в нашу жизнь. Правда, пока это актуально в основном для краткосрочных курсов, но их выпускники получают не только профессию, но и работу, что заставляет задуматься даже профессоров университета.

Преподаватели видят это будущее так:

- для обучение необходим компьютер или ноутбук и подключение к интернету;

- дополнительно устанавливается специальное программное обеспечение;

- вся аудитория собирается из разных мест «в одной точке интернета», где проводятся занятия, скорее всего, в формате вебинаров.

На Западе об этом уже серьёзно говорят, и такое образование получило название E-Learning (электронное обучение). В Германии словечко стало популярным и в некотором смысле модным. Очевидно, что при использовании такого метода человеку даётся в разы больше свободы, чем при обычных занятиях в группах. Дистанционное образование удобно, поскольку позволяет не проводить лишнее время в дороге и сборах на учёбу, а также даёт возможность учиться в любом уголке мира. Путешествия становятся доступны всегда, а не только в период каникул.

Современное развитие дистанционного образования

Виртуальных учебных классов во всём мире пока только 30. Обучающих платформ больше – их около 400. Количество их постоянно возрастает. К тому же, если раньше подобные курсы были скорее отличительной чертой частных преподавателей, то сейчас всё больше они используются в вузах. Пока в режиме дополнительных занятий.

В некоторых университетах уже запущен подобный механизм образования. Он предполагает, что в дополнение к каждой лекции студенты будут получать материалы, которые помогут получить больше информации и лучше её усвоить. В настоящее время процесс ещё не налажен, а в ближайшем будущем планируется сделать так, чтобы каждый мог выкладывать домашние задания на сайт.

Серьёзные шаги в данном направлении сделал Университет Дуйсбурга-Эссена. Здесь руководство – инициатор внедрения экзаменов в режиме онлайн. По словам профессора педагогики СМИ Михаэля Керреса, студенты хотят именно этого – полного изменения процесса обучения. Им не хватает ни времени, ни свободы. Многие работают, либо хотят работать, но график учёбы не позволяет этого сделать, а если и позволяет, то часто это касается мелких подработок.

На сегодня университеты уже осознают, что нет ничего утопичного в идее преподавания через всемирную паутину, более того – это избавит и их самих от лишней волокиты. Понятно, что уже сейчас, без специальных изменений, можно давать студентам информацию онлайн в виде:

- видеозаписей занятий;

- интернет-лекций;

- всю библиотеку в электронном виде;

- групповые занятия онлайн;

- учебные материалы для загрузки.

Дальше продвинулось дистанционное обучение в сфере деятельности организаций. Программы здесь не столь обширны, необходимость в повышении квалификации очень остра, а времени на обучение у работников нет. Поэтому в различных фирмах как сами сотрудники, так и директора с удовольствием знакомятся буквально с каждым новым учебным курсом, впоследствии выбирая, на каком из них обучиться.

На сегодня перспективы дистанционного обучения огромны, и всё же большинство преподавателей склоняются к тому, что полностью вытеснить традиционный подход оно не сможет. На это есть несколько причин:

- неприятие педагогами полной зависимости учеников от техники;

- необходимость железной самодисциплины, которая есть далеко не у всех;

- также есть мнение, что «машина не может заменить человека», которое в данном случае тоже посчитали актуальным.

Как всё будет на самом деле, покажет время.

13.03.2014
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.