История о том, как MBA образование влияет на мировоззрение выпускников бизнес школ

Современные учебные заведения все чаще предлагают посетить различные курсы, тренинги, семинары, обещая своим студентам успешную карьеру и профессиональный рост. Но как на самом деле складывается их дальнейшая судьба? Действительно ли так просто начать свой собственный путь в мире бизнеса, получив степень МВА?
Найти выпускников, начавших свой бизнес после получения степени магистра делового администрирования, оказалось не так-то просто. Не многие из них рискнули начать собственное дело, несмотря на энтузиазм американских коллег, которые посвящают себя новым проектам сразу же после получения диплома. У некоторых же, напротив, престижная работа была еще на момент обучения, и отправляться в вольное плавание они не пожелали.
Подобная тенденция предпринимательской деятельности в России длится уже достаточно долго. Многие предпочитают работать в рамках крупной компании, не рискуя связываться с малым бизнесом. Результаты исследования 2012 года показали, что активность в этой сфере составила всего 3,9% в России, а средний показатель в мире – 10,6%.
Полученные данные были достаточно предсказуемы, ведь российским бизнесменам начинать приходится с отечественного бизнеса, который особо живучим не считается. Только трети новых компаний удается остаться на плаву и повышать свои доходы. Процент так называемых «вынужденных» предпринимателей также достаточно высок. Его составляют те, кто открыл свое дело не по собственному желанию, а отчаявшись получить достойную прибыль другим путем.
Впрочем, владельцев собственных проектов (пусть и небольших) среди студентов бизнес-школ оказалось достаточно много. Обучение по программе МВА позволило им открыть новые направления в бизнесе, увеличить эффективность своей работы, или в корне изменить стратегию ведения дел. Таким образом, МВА в России скорее помогает выжить уже существующим предпринимателям, а не мотивирует новых.
Николай Бункин, 32 года
Совладелец компаний Brand&Video, Netmakers, New Wave Media
Получил степень МВА в Стокгольмской школе экономики
Николай Бункин, уже будучи предпринимателем, поступил в школу экономики в Стокгольме (SSE). После получения образования он кардинально изменил направление своей деятельности, буквально начав все заново. Это позволило Николаю вывести свою компанию в лидеры рынка и начать масштабный проект в «Сколково».
Собственное дело, связанное с рекламным бизнесом, Николай открыл в 2002 году. Такое направление он выбрал не случайно: по первому образованию Николай – PR-специалист. Его бизнес развивался сразу в трех направлениях: креативное агенство, video production и internet production.
«Когда я начинал свое дело, мне катастрофически недоставало опыта и знаний. Все приходилось постигать на собственных ошибках, из-за которых страдал показатель КПД, - рассказывает Николай. – Меня очень многое не устраивало и в себе, и в моем бизнесе. Я постоянно пытался открыть новые пути продвижения вперед. Так я и принял решение пройти обучение в бизнес-школе»
Выбрать учебное заведение Николаю помогла настоящая история успеха, которая развивалась перед его глазами.
«Один мой хороший друг поступил на программу МВА годом раньше меня, - вспоминает Николай. – При каждой нашей встрече он часами рассказывал о школе, о своей группе, о том, скольких друзей и единомышленников ему удалось там найти. С некоторыми однокурсниками они дружат целыми семьями, вместе проводят время, путешествуют, шагнув далеко за пределы учебной скамьи. В то же время я наблюдал, как жизнь этого человека меняется кардинальным образом. В гору пошел не только его бизнес, но и личностный рост, отношения в семье, духовное развитие. Мне посчастливилось попасть на его выпускной вечер в гранд-отеле «Астория». Там я познакомился с его группой – красивыми, умными, счастливыми людьми в вечерних платьях и смокингах. Они походили больше на братьев и сестер, чем на сокурсников. После этого я принял решение и подал заявление в бизнес-школу Стокгольма»
Была и еще одна причина, из-за которой Николай Бункин выбрал SSE. Это, безусловно, репутация бренда: Стокгольмская школа экономики входит в первую десятку бизнес-школ в Европе.
«Быть может, сильный бренд – это не так уж важно для предпринимателя, который стремится сделать прорыв в своей карьере, - рассуждает он. – Но учиться в престижной европейской школе приятно каждому».
Со слов Николая, неизгладимое впечатление на него произвели именно одногруппники. Они не только повлияли на его мировоззрение, но и стали ему очень близки. Все время обучения в коллективе царила атмосфера доверия и взаимовыручки, участники делились реальным опытом, обсуждали те или иные ситуации, возникающие в бизнесе друг друга, вместе принимали решения. Именно эти знания – бесценный подарок, полученный в школе. Таким образом Николаю удалось на собственном опыте оценить западную модель бизнес-образования, построенную на принципе социализации.
«Самое главное в учебном процессе – это те 32 человека, которые учатся с тобой рядом, - заявил Николай. – Все они успешные предприниматели, красивые, умные люди, все начинали свой путь с нуля. Сама школа дает огромный объем знаний и навыков, мощную теоретическую базу, но настоящее волшебство происходит после 12 часов учебного дня, когда группа собирается вместе, выпивает (это тоже одна из важных частей образования) и начинается общение».
После обучения в бизнес-школе, Николай открыл новое направление в бизнесе – агентство, которое специализируется на рекламных проектах и организации рекламных кампаний в социальных медиа. На сегодняшний день этот проект опередил ближайших конкурентов и вышел в явные лидеры рынка. При этом Николай продолжает строить планы дальнейшей деятельности: «Мы создадим еще одно агентство, которое станет инновационной компанией и займет лидирующее позиции на рынке. Для этого мы ведем разработку новых медиаформатов продвижения в социальных сетях. Кроме того, мы продолжаем разрабатывать собственные проекты для интернет-ресурсов, в частности, социальных сетей. Наша цель – создать самостоятельный бизнес и основать компанию в Сколково».