Плюсы и минусы дистанционного MBA. В споре рождается истина
С точки зрения бизнеса, самым значимым преимуществом дистанционного обучения является возможность повышать свои профессиональные навыки без отрыва от предпринимательской деятельности.
В первое время, когда дистанционное обучение только-только начинало развиваться, оно использовалось лишь для точечного изучения навыков и дисциплин (например, обучение пользованию какой-либо программной новинкой или иностранному языку). Теперь же с помощью дистанционного обучения можно укрепить свои знания и улучшить навыки практически во всех сферах человеческой деятельности: от математического анализа и садоводства до музыки и бизнеса. Несмотря на толком не сформировавшийся рынок (недостаточно ни программистов, способных создать качественную платформу для дистанционного обучения, ни авторов, способных эту платформу заполнить до уровня полноценного образовательного сервиса, ни квалифицированных провайдеров, имеющих возможность все это аккумулировать и распространять), самым большим спросом пользуется на сегодняшний день дистанционное бизнес-образование, в том числе обучение с использованием программ MBA.
Формы программ MBA
Постоянные изменения в бизнесе требуют от сотрудников компаний высокой деловой активности и способности оперативно оценивать обстановку и принимать на основе полученных данных наиболее действенные решения. Именно потребность в таких специалистах, применяющих научный подход к менеджменту, способствовала возникновению программы МВА (Master of Business Administration). На сегодняшний день существуют три формы программ МВА:
Full-time MBA: предназначен для тех, у кого масса свободного времени, или есть возможность забросить на год-два все дела и полностью посвятить себя учебе.
Part-time MBA: «вечерняя» форма программы MBA. Подходит для тех, кто не готов оставить работу ради учебы, но понимает важность повышения квалификации для успешного роста и развития бизнеса.
Distance MBA. Дистанционный MBA. Подходит для тех, кто из-за плотного графика и постоянных командировок не может выкроить время для обучения по «вечерней» или «дневной» программе MBA.
Методы обучения MBA
При выборе формы изучения программы MBA обязательно следует обратить внимание на используемые методы обучения.
Первым рассмотрим лекционный метод. Исходя из названия этого старого как мир метода можно понять, что обучение будет происходить в формате, отрывающем человека на несколько лет от реальной обстановки в бизнесе.
Второй способ метод кейсов. При данной методике также происходит отрыв людей от бизнеса с долгим изучением и обсуждением сотен кейсов, написанных еще до начала последнего кризиса, а, следовательно, потерявших свою актуальность.
Третий метод разыгрывание ситуации с использованием различных симуляторов и моделей. Считается более продвинутым, чем метод кейсов, так как не просто рассматривает конкретную ситуацию на бумаге, а позволяет худо-бедно прожить ее и приобрести определенное мастерство.
Четвертый метод проектный. При использовании этого метода за основу берутся не просто реальные задачи, а проекты студентов, созданные на базе личного опыта. Актуальность проектов и возможность их внедрения на практике является несомненным преимуществом данного метода обучения.
Спор защитников дистанционного MBA и скептиков
Пока не все готовы отказаться от классических форм обучения и с ходу перейти на дистанционный формат. Существует множество полярных мнений по поводу эффективности и результативности дистанционного обучения. Недавно подслушанный разговор двух коллег, с жаром обсуждающих плюсы и минусы дистанционной программы MBA, позволит Вам сформировать свое мнение по данному вопросу. В споре, как известно, рождается истина.
Андрей: Дистанционная программа МВА, несмотря на разнообразие мультимедийных возможностей, не заменит обучение с использованием общения учащихся между собой (что особенно важно для тех аспектов бизнеса, где интерактивные процессы являются ключевыми).
Наталья: Многие аргументы противников дистанционного MBA сходят на нет из-за того, что в России не сформировалось пока устойчивого представления о сути услуги. Будет ошибкой отождествлять современную форму distance MBA с обычным е-learning. Последний, является всего лишь одним из множества способов передачи информации, используемых программой. Современная дистанционная программа MBA практикует смешанный подход к обучению, предусматривающий регулярные встречи студентов и преподавателей, представленные в виде выездных модулей либо встреч по выходным. Время чисто дистанционных форм обучения прошло. Теперь перед разработчиками дистанционных курсов стоит задача не просто аккумулировать качественный контент в одно целое, но и организовать прохождение курса так, чтобы чередование самостоятельной учебы и очных встреч давало возможность студентам получать наиболее эффективные навыки и умения.
Андрей: При дистанционном обучении МВА качество полученных знаний зависит от самого студента, от его самостоятельности, усидчивости, дисциплины и умения анализировать и понимать полученную информацию. К сожалению, когда большинство студентов стремится получить диплом MBA ради самого диплома, а не ради умений и навыков, качество специалистов оставляет желать лучшего. Поэтому современный рынок труда не готов признать диплом дистанционного MBA как полноценный.
Наталья. Опять хочется возразить. А для чего тогда разработчики курсов ввели в обиход смешанный формат обучения? Повторюсь, что не следует путать смешанный формат дистанционного МВА с обычным е-learning. Современные мультимедийные технологии превратили простое считывание текста лекции с экрана в увлекательный по своей сути процесс. А кратковременные выездные тематические модули позволяют обсудить с преподавателями различные проблемные вопросы, возникающие в процессе изучения курса. Уже на этой стадии обучения начинают отсеиваться те самые «студенты ради диплома». Понятно, что далеко не каждый умеет планировать свое время вплоть до секунды, однако если человек регулярно не находит время посетить краткосрочные модульные программы, то не следует ожидать, что он способен учиться по ночам или на рабочем месте. Кроме того, большинство современных бизнес-школ, реализующих программу MBA, предпочитают принимать промежуточные (если таковые предусмотрены курсом) и выпускные экзамены у соискателей диплома на «очной» основе. Удаленно получить диплом никак не получится.
Андрей: Дистанционная программа MBA достаточно новое и не до конца изученное российскими преподавателями направление. В процессе разработки курса внимание зачастую уделяется в основном внешней оболочке, а внутренние детали не прописываются. Отсутствие устоявшихся стандартов, четкого понимания механизма обучения, достаточного количества квалифицированных специалистов приводит к тому, что предлагаемые курсы не всегда хорошо разработаны и удовлетворяют международным требованиям. Сейчас многие заявляют, что занимаются разработкой курсов дистанционного образования (в том числе и MBA), но на самом деле лишь плодят недоброкачественный контент. Отсканировать учебник по менеджменту и выложить его на собственный сайт может каждый, но весьма маловероятно, что посетители этого сайта смогут применить полученные знания на практике (разве что умение читать с экрана компьютера).
Наталья: «Москва не сразу строилась». Сразу разработать содержание программы MBA можно только в том случае, если под рукой случайно завалялся курс, полностью готовый для трансформации в дистанционную форму. Действительно, немногие из вышеописанных «дистанционных деятелей» могут разработать качественный курс. Тем более дистанционный MBA. Следует понимать, что разработать с нуля программу дистанционного обучения возьмется не всякая школа. Серьезные школы бизнеса постепенно вводят отдельные элементы дистанционного обучения в свои программы MBA, а не с ходу переходят на данный формат. Например, в программе Санкт-Петербургского международного института менеджмента (ИМИСП) дистанционные элементы используются пока только во внеаудиторной части программы: при подготовке домашних заданий или для консультативной связи с преподавателями. Думается, предпосылкой к более глубокому проникновению дистанционных элементов в систему преподавания института можно считать возникновение учебного сервера ИМИСП, который уже сейчас имеет все шансы развиться до уровня качественной LMS. На этом сервере выложены пособия и методические материалы, расписание занятий, проводятся видеоконференции со студентами из регионов, предусмотрена возможность общения между выпускниками и слушателями в формате социальной микросети.
Со временем развитие технологий дистанционного обучения, а также изменение его форм и методик под влиянием классического образования (и наоборот) позволит ему интегрировать все большее количество своих элементов в аудиторное обучение. А потом и до слияния этих форм в единый формат недалеко.
Андрей: Отсутствие регулярного контроля над студентами является для русских демотивационным признаком дистанционного обучения. Мало кому удается перебороть собственную лень и досконально изучить какой бы то ни было дистанционный курс. Контроль преподавателей над учащимися при обучении в классическом формате программы MBA несомненно дает гарантии, что «на выходе» получится специалист, хоть как-то владеющий необходимыми навыками.
Наталья: Как мне кажется, дистанционный МВА это своеобразный тест на профпригодность. Посуди сам, можно ли доверить человеку управление отделом или направлением, если он не в состоянии организовать даже самого себя? До конца курс обучения проходят те люди, которые мотивированы на результат. Если человек знает, чего он хочет, то, несмотря на природную «русскую лень», он будет упорно возвращаться и возвращаться к курсу. На сегодняшний день уже наблюдается рост количества тех людей, которые понимают, что получение не только знаний, но и навыков их использования в практической деятельности сможет значительно поднять их ценность как специалистов. А полученный диплом об освоении программы MBA гарантирует карьерный рост и существенное повышение доходов. Такой «мотивационный пинок» действует на студентов намного эффективнее, чем любой стоящий над ними преподаватель или экзаменатор.
Андрей: Дистанционный MBA предусматривает обучение в основном только в письменной (ну, или машинописной) форме. Некоторые студенты по склонностям своего характера, при отсутствии возможности излагать свои знания в устной форме, не могут качественно усваивать предлагаемый материал. Для других же фактором некачественного усвоения материала является отсутствие практических занятий.
Наталья: Таким студентам стоит осваивать те бизнес-дисциплины, для которых необходимость постоянного общения отличительная особенность. Например, искусство переговоров или иностранный язык. Интересна специфика изучения последнего: язык лучше всего изучается в процессе активного общения с его носителем. Дистанционные элементы в данном случае носят только вспомогательный характер и представлены в виде лекций по переводу и грамматике или ряда интерактивных игр.
Большинство «тяжелых» бизнес-дисциплин только выигрывают от дистанционной подачи. Финансы или логистику, к примеру, лучше изучать дистанционно, так как человеку нужно время, чтобы осмыслить полученный материал или (при необходимости) пересмотреть заново непонятные моменты. Кроме того, различные мультимедийные технологии дистанционного обучения помогают удержать внимание обучаемого и сделать процесс изучения материала намного интереснее. Если уже речь зашла о дисциплинах, следовательно, разговор перешел на классический формат обучения. Заочное обучение тоже классическая форма образования. Еще одной распространенной ошибкой противников дистанционного MBA является отождествление дистанционного формата с классическим заочным. Основное различие в том, что классическое обучение сначала дает учащемуся комплекс лекций по дисциплинам, необходимым, по мнению составителей программ обучения, для его профессии, а потом студент закрепляет полученные знания о дисциплинах на практических занятиях. Дистанционное обучение же помогает приобрести навыки владения профессией с помощью комплекса этих же дисциплин, не вдаваясь в никому не нужные подробности. Одним из важных преимуществ дистанционной программы обучение без отрыва от бизнеса. Тогда о каких практических занятиях может идти речь, когда полученные в процессе обучения навыки студент может применить «здесь и сейчас». Практикой будет внедрение изученных «фишек» прямо в своей работе.
Андрей: Несмотря на все свои преимущества, дистанционное обучение не пользуется доверием. По статистике, только 17% работодателей вообще применяют такой формат обучения для работы с персоналом, а из россиян, умеющих пользоваться интернетом, лишь 11% имели опыт получения дистанционного образования, причем 2 % из них не завершили курс!
Наталья: Я думаю, что причин такой неутешительной статистики несколько. Во-первых, технологии электронного обучения используют в основном крупные организации. Остальные же либо не представляют себе, что это такое, либо не могут по техническим причинам себе этого позволить, либо не хотят применять такую форму обучения, предпочитая гонять сотрудников за тридевять земель на курсы повышения квалификации. Во-вторых, мотивация. Если дистанционный MBA является корпоративным курсом, без прохождения которого работника просто не допустят к выполнению своих должностных обязанностей, мотивировать слушателей дополнительно без надобности. Однако при возникновении возможности факультативно изучить данный курс только 5 % сотрудников компании пойдут на это. Сейчас ситуация несколько изменилась. Осознание руководителями необходимости оперативного выявления и пресечения неблагоприятных явлений, негативно сказывающихся на благосостоянии организации, а также понимание сотрудниками, что добровольное повышение квалификации путем факультативного изучения курсов повысит уровень их материального благосостояния, привело к значительному росту спроса на дистанционный MBA.
Заключение
Отрываясь на два года от бизнеса, чтобы изучить «дневную» программу МВА, человек должен отдавать себе отчет, что за это время в экономической среде могут произойти необратимые изменения. Этого ненужного риска в качестве платы за повышение собственной квалификации лучше всего избежать. Смешанное дистанционное обучение MBA позволяет затрачивать меньше времени при получении большего результата. Посудите сами: учиться придется в удобном Вам режиме и в удобном месте. Без затрат времени на проезд к месту учебы и записывание фундаментальных основ маркетинга под бормотание старичка-профессора, который, может быть, еще Маркса маленьким помнит. Без сомнения смешанный формат имеет множество других плюсов: возможность подбирать интенсивность обучения и управлять собственным курсом, что позволяет разделить его на последовательные этапы либо приостановить обучение и продолжить его по мере возникновения свободного времени. Но самым главным плюсом, на мой взгляд, является оптимизация затрат, а также экономия не только времени, но и денежных средств. Виртуально провести семинар в компании гораздо проще, дешевле и быстрее, чем ждать, когда ее сотрудники съедутся для этого в головной филиал со всех уголков мира.