Мифы и факты о заочном образовании

Мифы заочного образования

Заочному высшему образованию в России всего около 100 лет – до 20-х годов прошлого века учиться в вузах можно было исключительно очно. Сегодня же больше половины студентов предпочитают очно-заочную или полностью заочную форму обучения. И это неудивительно, ведь заочникам куда проще совмещать учебу с работой или параллельно осваивать сразу две программы в разных вузах. Но, несмотря на, широкое распространение заочного образования о нем существует немало мифов. Разберемся же, какие из них имеют под собой реальную основу, а какие нет.

Миф 1: Заочное обучение – самый легкий способ получить высшее образование

Если для вас главная сложность обучения – каждый день ходить на лекции и общаться с однокурсниками и преподавателями, то заочное образование действительно покажется вам легким. Но что касается самого процесса получения знаний, то здесь все наоборот. Заочное образование отлично подходит студентам с хорошей мотивацией, с высоким уровнем самодисциплины. Для таких людей эта форма обучения действительно не трудная и в то же время эффективная в плане получения знаний. Заочники сами отвечают за свой график занятий, их регулярность и интенсивность. Их никто не контролирует на протяжении всего семестра, не заставляет равномерно изучать материал, готовясь к семинарам и лабораторным работам. Из-за этого многие берутся за учебники и лекции только накануне очередной сессии, что сказывается и на результатах экзаменов, и на количестве и качестве полученных знаний.

Но даже студенты, которые прилежно учатся, сталкиваются с серьёзной ответственностью. Им нужно следить за сроками выполнения работ и сдачи промежуточных тестов, получать учебные материалы, темы и вопросы к экзаменам, не надеясь на старосту или куратора. Поэтому если заочное образование вам нужно не для галочки, приготовьтесь правильно организовывать самостоятельную работу над освоением программы.

Миф 2: Качество заочного образования ниже, чем у очного

Требования к студентам-заочникам ничуть не ниже, чем к студентам дневного отделения. Они точно так же сдают экзамены, пишут курсовые и дипломные работы, участвуют в практических занятиях и семинарах. В программах заочного обучения стоят те же дисциплины, только с меньшим количеством часов. Единственное, чего не требуют от заочников – это посещение лекций на протяжении всего семестра.

Преподаватели, которые видят студентов-заочников два раза в год, относятся к ним более объективно, чем к очникам, – личная оценка просто не успевает сформироваться за короткую сессию. Поэтому на экзаменах и зачетах оцениваются только знания.

На качество заочного образования накладывает отпечаток и сам студенческий контингент. Примерно половина из тех, кто учится заочно – люди 20-24 лет, вторая половина еще старше. Они уже определились, чем хотят заниматься. Для многих это образование не первое, часто они уже не один год строят карьеру в той сфере, которую изучают. Поэтому заочники больше заинтересованы в получении профессиональных компетенций, чем студенты-очники, которые, возможно, и не будут работать по полученной специальности.

Не нужно забывать и о том, что качество образования напрямую зависит от самого студента. Если он заинтересован в получении знаний, то он и на заочном отделении будет много времени уделять учебе, самостоятельно искать дополнительную информацию по предметам каждого курса, обращаться за помощью к преподавателям. Если же студенту нужен диплом, но не нужны знания, он не почерпнет ничего полезного и из ежедневных лекций и семинаров.

Миф 3: Сдать зачеты и экзамены на заочном обучении гораздо проще

Как мы уже сказали выше, требования к студентам-заочникам ничуть не ниже, чем к студентам дневного отделения. Поэтому и зачеты с экзаменами они сдают точно так же, как и очники. Формат промежуточной и итоговой аттестации заочников зависит от учебного заведения – где-то это тестирование, где-то – защита проекта, где-то – традиционные письменные работы или устный ответ по билетам.

Как и студенты дневного отделения, заочники готовят курсовые и выпускные квалификационные работы, сдают госэкзамены. В программах их обучения предусмотрена практика, которую многие проходят непосредственно на месте своей работы.

Миф 4: Заочное и дистанционное* образование – одно и то же

Это правда лишь отчасти. Общее двух форм обучения одно – не нужно каждый день ходить на лекции. Дальше начинаются различия:

  • Заочникам нужно каждые полгода выделять 2-3 недели на сессию – посещение занятий, сдачу зачетов и экзаменов. При дистанционной* форме обучения вуз в большинстве случаев посещают только при сдаче госэкзаменов и защите выпускной квалификационной работы.
  • Студентам заочного отделения помимо лекций часто дают только списки литературы, которую нужно самостоятельно искать в библиотеках, читальных залах, интернете. Тем, кто учится дистанционно*, все лекции, учебники, периодические издания и прочая информация по учебному плану доступны в личном кабинете.
  • Заочникам нередко приходится прикладывать усилия, чтобы найти контакты кого-то из однокурсников или преподавателей, ведь видятся они только на коротких сессиях. Дистанционный* формат обучения позволяет получать обратную связь и обращаться за консультациями к преподавателям в любой момент: через систему личных сообщений, по электронной почте, в соцсетях, по видеосвязи. Часто на сайтах вузов есть закрытые форумы, где студенты общаются друг с другом.
  • На заочном отделении существует строгое расписание занятий, зачетов, экзаменов. У дистанционных* студентов график всегда индивидуальный – даже онлайн-вебинары можно при необходимости посмотреть в записи.
  • Дистанционное* обучение благодаря гибкому графику легче сочетать с параллельным обучением в другом вузе, прохождением курсов профпереподготовки и повышения квалификации.

Учебные заведения, осуществляющие дистанционное* обучение в России

Онлайн-обучение сегодня есть практически во всех вузах, включая государственные. Самые известные из них – это Московский университет имени С.Ю.Витте, МФПУ «Синергия», Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Российский новый университет (РосНОУ), Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ). Дистанционно* можно получить разные специальности – от юриста и педагога до архитектора и налогового инспектора.

* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

16.12.2019
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.