Комплекс образовательных методик и подходов к дистанционному образованию

Подходы к дистанционному образованию

Открытое дистанционное образование (ОДО) – это качественно новый, прогрессивный вид обучения, возникший в последней трети ХХ века, благодаря новым технологическим возможностям, появившимся в результате информационной революции и на основе идеи Открытого образования.

В основу этого вида обучения положена самостоятельная интерактивная работа студента со специально разработанными учебными материалами. Ключевую роль играет также тьютор (преподаватель-консультант), который прикрепляется к группе студентов. Другие компоненты и методические приемы ориентированы на то, чтобы сделать обучение максимально удобным и эффективным. Данная технология неотделима от заложенной в ее основу системы стандартов качества обучения.

Наибольшее влияние на создание открытого дистанционного образования оказали фундаментальные достижения в таких областях, как образовательные методики, информационные технологии и маркетинговые методы обслуживания потребителей. Важнейшую роль сыграло также осознание необходимости перехода в образовании от использования отдельных методик к комплексным учебным технологиям, широкому применению разделения труда, системного и сетевого подходов, обеспечивающих высокое качество при массовом предоставлении услуг.

Комплекс образовательных методик и подходов

Для повышения эффективности обучения в технологии ОДО используется комплекс методик и подходов к образованию, ориентированный на потребности и восприятие менеджеров. Его основные элементы:

  • Сближение обучения с практической деятельностью студента – обучение на базе рабочей ситуации, вовлечение в учебный процесс практического опыта студентов и др.
  • Использование наиболее активных методов обучения, позволяющих экономно расходовать время студента, таких, как групповые дискуссии, деловые игры, тренинги, «мозговые штурмы», работа с интерактивными учебными материалами и т.д.
  • Образовательный подход – помощь в проявлении уникальных способностей студента, формировании его собственной цельной картины взглядов на управление фирмой посредством усвоения концепций, применимых в широком диапазоне ситуаций.
  • Андрагогический подход – системное использование особенностей обучения взрослых людей, которые уже обладают организационным опытом, сами выбирают, что им учить, и могут обеспечить самоконтроль процесса обучения.
  • Развитие творческих способностей студентов, умения принимать решения в неординарных условиях путем использования проблемных методов обучения (case study и рабочие ситуации).
  • Развивающий подход – обучение умению не только знать, но и думать, использовать знания, регулярно повышать свой интеллектуальный уровень.
  • Универсальность изложения курсов и применение методов адаптации содержания к конкретным условиям.

Маркетинговый подход к обслуживанию студентов

  • Обеспечение максимального удобства обучения и его доступности для студентов.
  • Системный подход к обеспечению студентов всем необходимым для обучения.
  • Оптимизация финансовых и временных затрат студентов, отнесенных к эффективности обучения.
  • Стандартизация технологии обучения.
  • Система поддержания уровня качества.
  • Модульное построение программ обучения. Возможность выбора студентом курсов и темпа обучения в соответствии с потребностями.
  • Сочетание индивидуальности обучения с экономией от масштаба за счет использования сетевых методов обслуживания.
  • Помощь в приобретении студентом не только знаний и умений, но и многого другого, необходимого для успешной деятельности руководителя.

Методы обучения

·        Электронные лекци. Данный вид лекции позволяет изучать материал в любое удобное время (дома, в обеденный перерыв на работе и т.д.), сопровождается красочными примерами, таблицами, схемами также присутствует звуковое сопровождение.

·         Видеолекции. Помимо того, что видеолекция имеет все плюсы электронной лекции, учащиеся имеют возможность видеть преподавателя. Весь подаваемый материал логически выстроен, упрощает усвоение, посредством видео примеров (демонстрация описанной теории на практическом примере), живых таблиц и высказываний ведущего.

·         Тесты. Тесты позволяют быстро оценить уровень знаний, ответить на поставленные вопросы не шаблонно. Тесты построены таким образом, что варианты ответов затрагивают суть изучаемого материала.

·         Кейсы. Кейс позволяет обучающемуся соприкоснуться с конкретной бизнес ситуацией, которая произошла в действительности. Обучающийся при разборе кейса может представить себя в разных ролях (ген. директор, продавца, клиента и т.д.). Учащиеся получают возможность проанализировать ситуацию, применить практические знания в ситуации из реальной жизни, получить некоторого рода профессиональный опыт. Кейс преподносится как завлекающая игра, он пробуждает интерес и внимание участников.

·         Видеотренинги. Видеотренинг представляет собой видеоролики с отдельными фрагментами, подобранными под изучаемую тему. Видеотренинг позволяет учащимся увидеть конкретные примеры, проанализировать ситуацию. С помощью видео роликов можно раскрыть описываемый материал в лекции, показать его ключевые составляющие, также можно наглядно увидеть деятельность персонажей скажем по приведенным примерам в лекции, в какой-то степени перенести текст лекции в визуальный ряд.

·         Очные сессии. Позволяет учащимся напрямую общаться с преподавателем, получать обратную связь, задавать уточняющие вопросы, прорабатывать практические упражнения, обмениваться опытом друг с другом.

·         Вебинары. Данный вид семинара, позволяет создавать конференции дистанционно, участники могут находиться в разных городах, осуществляя связь с помощью интернета. На вебинаре можно задавать уточняющие вопросы и получать обратную связь от преподавателей.

Также в процессе дистанционного обучения могут использоваться:

  • Самостоятельные занятия с учебными материалами.
  • Письменные работы – самостоятельное активное обучение с привлечением рабочей ситуации; текущий контроль и коррекция обучения.
  • Тьюториалы (семинары) – активное групповое обучение; получение обратной связи, коррекция обучения и мотивация студентов, обмен опытом и установление деловых связей.
  • Воскресные школы – активное групповое и межгрупповое обучение в режиме «погружения»; коррекция полученных знаний, мотивация студентов, обмен опытом и установление деловых связей.
  • Группы взаимопомощи – взаимообучение студентов, обмен опытом и установление деловых связей.
  • Письменный экзамен.

Основные изменения в методах обучения

  • Использование интенсивных методов обучения.
  • Оптимальное сочетание различных методов обучения.
  • Специально разработанные учебные материалы.
  • Обучение на основе рабочей ситуации студента.
  • Взаимообучение.
  • Элементы обучения с помощью информационных технологий.
  • Тьютор едет к студенту, а не студент к тьютору.
  • Использование элементов консалтинга.
  • Сетевая система обучения.

Основные выгоды для студента, предоставляемые данной формой обучения

  • Эффективное обучение без отрыва от работы.
  • Уникальная практичность обучения.
  • Экономия финансовых и временных ресурсов студента примерно вдвое.
  • Высокий, стандартный уровень качества обучения.
  • Получение дополнительных услуг (деловые связи, консультации и др.).

Источники: http://www.ou-link.ru, http://wayda.ru

17.06.2012
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.