Из истории дистанционного образования
Вы думаете, что "удаленное" образование в режиме реального времени - это что-то новое? Нетрудно догадаться, что интернет-образование появилось с изобретением интернета, хотя и до этого в течение нескольких веков люди использовали и совершенствовали методы дистанционного обучения, чутко реагируя на появление новых технологий. В этой статье мы хотим проследить основные этапы истории развития дистанционного образования, которое развивалось по нескольким направлениям и на своем пути сталкивалось с различными сложностями. На протяжении всей истории дистанционного образования многие проблемы, связанные с внедрением и принятием нового, остаются актуальными и по сей день.
Как это начиналось?
Изучая международный опыт, мы обнаружили, что первое упоминание о дистанционном обучении относится к 1728 году! В еженедельнике, издаваемом в североамериканских британских колониях под названием "The Boston Gazette" появилось объявление, которое содержало задания и инструкции по самостоятельной работе над переводом писания Апостолов, и сообщало о возможности прохождения курса обучения по почте для тех студентов, которые по тем или иным причинам не могли посещать очные занятия в обычных учебных заведениях.
Эта форма обучения называлась тогда корреспондентской, и историю такого заочного образования можно проследить до начала XIX века. Как правило, происходило это следующим образом. Учитель направлял своим студентам письменные задания по почте. Они их выполняли и отправляли обратно. Преподаватели сопровождали свои ответные послания комментариями и критическими замечаниями и высылали новые задания. В 1840 г. англичанин сэр Исаак Питман обучал скорописи, организовав процесс исключительно на основе переписки. В 1883 г. в Итаке, штат Нью-Йорк, был открыт отдельный "корреспондентский университет".
К 1900 г. открылось настолько большое количество школ дистанционного обучения, что вызывало озабоченность общества по поводу качества образования и его этических аспектов. Вскоре был учрежден Государственный совет по вопросам домашнего обучения, задачей которого являлся контроль за качеством такого рода программ.
Стремительный скачок в развитии дистанционного образования приходится на период изобретения радио и телевидения.
В начале ХХ века образовательные программы стали транслироваться по радио. Государство выдало учебным учреждениям более 202 лицензий на радиовещание, но широкого развития обучение по радио не получило. Преподаватели, использующие форму дистанционного обучения, также проводили эксперименты с телефоном. Это могло стать перспективным направлением обучения, так как позволяло преподавателям взаимодействовать со студентами в режиме реального времени. Однако, обучение по телефону тоже не стало движущим фактором в развитии этой отрасли образования.
Первый каталог обучающих фильмов был опубликован в 1910 г., а в 1913 г. Томас Эдисон заявил, что благодаря изобретению кинематографа "наша школьная система полностью изменится в течение ближайших десяти лет". Несмотря на то что ожидаемые коренные перемены так и не произошли, к 1920 г. во многие дополнительные программы были включены технические средства обучения в форме слайдов и кинофильмов, которые показывались в учебных аудиториях.
После неудач учебного радио в 30-х гг. большие надежды стали возлагать на учебное телевидение. В 1932 г., за семь лет до того как на Международной выставке-ярмарке в Нью-Йорке были продемонстрированы возможности телевидения, в Государственном университете Айовы (США) начались эксперименты с телетрансляцией учебных курсов.
Развитие телевидения во время II Мировой войны замедлилось, но занятия по военной подготовке показали, что аудиовизуальные средства обучения обладают огромным потенциалом.
Очевидный успех аудиовизуальных методов привел к оживлению интереса их использования в школах, и в течение десятилетия после окончания войны стали проводиться исследования, направленные на понимание и создание теории влияния обучающих средств на эффективность занятий в классе.
В 40-х гг. преподаватели продемонстрировали серьезный интерес к телевидению. В 1948 г. пять учебных заведений США занимались развитием телевизионных средств обучения. Первым в телевизионный эфир вышел Государственный университет Айовы.
Одной из первых телевизионных образовательных программ была телепередача Sunrise Semester. Ее показ начался в 1959 г. из Чикаго. Занятие проходило следующим образом. Ведущим был один преподаватель, который стоял перед аудиторией, полной студентов, и проводил обычное занятие. Видеозапись велась над головами студентов с противоположной стороны аудитории.
Несмотря на то что обучающее телевидение так и не реализовало потенциала, который многие с ним связывали, оно все же имело определенный успех (в отличие от обучающего радио), и идея его использования надолго поселилась в умах преподавателей.
Департамент заочного обучения США провел в 1956 г. исследование на тему использования телевидения для поддержки заочного обучения. В отчете содержались рекомендации по проведению анализа способов оценки эффективности телевидения, как метода обучения. Получив грант от Фонда Форда, Гейл Чайлдс проанализировал эффективность телевизионного обучения в сочетании с заочной формой обучения.
Количество станций образовательного телевидения в 60-х гг. быстро увеличивалось, и к концу 1972 г. существовало 233 учебные станции. Университеты Огайо, Техаса и Мэриленда были в числе первых школ, создавших сети, охватывающие студентов, проживающих на территории кампусов и за их пределами, и во многих университетах начали задумываться над тем, как сделать дистанционное обучение доступным для всех своих студентов.
Интерес к финансированию телевизионного обучения к концу 60-х гг. постепенно угас, и Фонд Форда переключился на поддержку общественного телевидения. По большей части, винили в этом несовершенство самих обучающих программ, которые зачастую сводились к простому чтению лекции.
В 70-х гг. была сформирована калифорнийская рабочая группа, задачей которой стала разработка и определение рентабельных учебных телевизионных ресурсов. Вскоре создается новая организация - Coastline Community College, целью которой явилось создание учебных фильмов, передаваемых в другие университеты, библиотеки и на каналы общественного телевидения по всей стране. Эти видеокурсы должны были охватывать всю учебную программу и соответствовать академическим стандартам, которым следовали традиционные школы.
В 1976 г. по программе Coastline занималось 20000 студентов. Это был первый полностью виртуальный университет.
Для дистанционного обучения со временем стали использоваться компьютеры. Еще в 60-х гг. компания IBM разработала программу дистанционного обучения Coursewriter. Ее можно было настраивать на различные виды занятий, и она использовалась в университете Альберты с 1968 по 1980-е гг. на 17 различных курсах.
Развитие обучения в режиме реального времени началось в 70-х гг., и в его основе лежали самые примитивные формы компьютерных сетей. На протяжении 80-х гг. эти технологии совершенствовались, и обучение в режиме реального времени завоевало популярность у компаний и государственных учреждений, которые использовали прогрессивную методику для обучения сотрудников собственными силами. Широкие слои населения получили доступ к обучению в режиме реального времени только в 90-х гг., когда появился интернет.
Великий прорыв - использование интернета
В 1994 г. небольшая компания из Нью-Гемпшира, занимающаяся дистанционным образованием в автономном режиме, разработала программу CALCampus, предоставляющую возможность обучения, администрирования и пересылки материалов исключительно через интернет. Дисциплины изучались в виртуальной аудитории, где одновременно общались студенты и преподаватели.
В это же время Открытый университет — организация, занимающаяся дистанционным обучением и финансируемая правительством Великобритании — запустила проект "виртуальной летней школы", в рамках которого студенты проходили курс когнитивной психологии в режиме реального времени. Находясь дома, студенты могли участвовать в форумах, переписываться с преподавателями по электронной почте, получать и сдавать задания.
Первым аккредитованным учебным заведением, предоставляющим возможность дистанционного образования в режиме реального времени, стал Международный университет Джоунса, открытый в 1996 г. В настоящее время в США действуют сотни университетов, работающих в режиме "онлайн". У многих из них есть региональная аккредитация, и значительное количество учебных заведений имеют международную аккредитацию.
Что мы имеем сегодня?
Сегодня миллионы студентов получают знания, дипломы и ученые степени, проходя обучение по программам дистанционного образования посредством интернета. Благодаря современным технологиям, эффективно используются различные методы обучения, начиная от переговоров в режиме "онлайн" и заканчивая новейшими услугами электронной почты и телеконференций, которые позволяют осуществлять подачу материала и контроль за выполнением заданий в режиме реального времени.
Дистанционное образование находится в состоянии постоянного развития, опираясь на теорию и испытывая необходимость в исследованиях, которые могут помочь найти ответы на многие актуальные вопросы. Если посмотреть на историю развития дистанционного образования, то можно заметить, что нежелание что-либо менять зачастую препятствовало реализации новых идей, а на новые технологии возлагались порой слишком большие надежды, значительная часть которых не оправдывалась на практике. Также на протяжении истории можно проследить удачные попытки сочетания новейших и традиционных методов обучения, попытки адаптации к постоянно изменяющимся теориям и технологиям.
Появление интернета явилось настоящим прорывом во многих областях человеческой деятельности. Мы не будем их перечислять. Скажем лишь, что в сфере дистанционного образования этот прорыв можно назвать настоящей революцией. Использование интернета в системе открытого образования стремительно развивается и имеет все меньше ограничений, стирая границы между странами и культурами, предоставляя все больше возможностей для обмена мнениями и опытом. Это абсолютно новая концепция образования.
Неужели в недалеком будущем учащиеся забудут, что такое бумага и ручка? А вы в это верите?
Источник: http://www.dofa.ru/do/belogash.htm