Обучение на открытых дистанциях
Дистанционное обучение особо востребовано и популярно среди тех людей, кто не имеет возможности или времени повысить свою квалификацию с помощью очного обучения. Дистанционное обучение (ДО) предоставило широкие возможности тем людям, которым нравится составлять свои образовательные программы в соответствии с личной потребностью, не ограничиваясь рамками какого-то одного курса (ни одно очное учебное заведение не станет совмещать лекции по квантовой физике и истории искусств).
Главной отличительной особенностью дистанционного образования является его открытость. Важность такого подхода к ДО на практике доказал британский The Open University. Он разработал и внедрил в жизнь целую образовательную концепцию, в основе которой лежит не столько получение дистанционного образования (и подтверждающего это диплома), сколько возможность обучаемым самим выбирать набор дисциплин для изучения, вне зависимости от уровня и направленности уже полученного образования.
Доказав свою состоятельность и жизнеспособность, система «открытый университет» нашла последователей по всему миру, в том числе и в России. Российские последователи Открытого университета выбрали свой путь развития дистанционного образования в регионе, скопировав у британцев не практики и методики, а название. Например, на интернет-портале одного из таких учебных заведений, заявляющего о своей открытости и передовых технологиях организации учебного процесса, контент интернет-представительства (единственная точка соприкосновения студентов и преподавателей) представляет собой маловразумительное нагромождение курсов, объявлений и сопутствующих ссылок. Найти на этой свалке интересующие соискателя лекции не смог бы, наверное, и сам разработчик портала.
Особенности реализации дистанционного образования в России
Разговоры о применении дистанционных систем образования вузами России идут среди преподавателей и чиновников уже давно. Реализация данного проекта уподобилась «долгострою». Еще в начале 2009 года более 20% вузов России (по их собственным заявлениям) худо-бедно использовали технологии дистанционного образования, а более половины остальных «громко» раздумывали о начале их использования. В чем же проблема? Почему в России так долго идет процесс «рождения» дистанционного обучения? Можно выделить две основные проблемы, тормозящие становление и развитие ДО в стране:
1.Высшие учебные заведения постсоветского пространства пока слабо представляют себе, что такое дистанционное обучение. Многие видят его как проапгрейдженное заочное обучение.
2.Особенности законодательства Российской Федерации.
Внедрение технологий дистанционного обучения в «классический» образовательный процесс ничем не ограничены:
· Очная форма обучения с помощью технологий ДО индивидуализирует образовательный процесс, а также повышает самостоятельность и учебную активность студентов.
· Использование технологий ДО при заочной форме обучения позволяет снизить расходы на получение образования и расширить возможности самостоятельного обучения студентов-заочников вне стен учебного заведения.
· Обучение в экстернате с использованием ДО позволяет самостоятельно изучить необходимый учебный материал с обязательной сдачей промежуточных и выпускных экзаменов в учебном заведении.
Согласно нормам российского законодательства, удаленное обучение для получения образования использовать можно, но вот закончить его удаленно нельзя. Поэтому диплом по почте студент-дистанционник возможно и получит, но вот государственный экзамен он точно будет сдавать в стенах того учебного заведения, которое предоставило ему возможность изучить свой курс дистанционно.
Физиологические и психологические особенности дистанционного образования
Используя при обучении передовые технологии и являясь довольно гибкой и всесторонне развитой образовательной системой, дистанционное образование должно быть более эффективным чем традиционное. Тем более, что существуют причины, по которым современное классическое образование стало сдавать свои позиции:
1. Неспособность обеспечить всем желающим возможности получить образование.
2. Полученные знания значительно отстают от уровня развития технологий.
3. Системы образования очень медленно адаптируются к различным социально-экономическим условиям и изменениям (учебники ведь быстро не перепечатаешь да и заморачиваться на особенности национально-этнически-технического менталитета отдельно взятого региона никто из авторов при написании учебника не будет).
4. Ограниченный перечень специальностей в конкретных вузах.
Что нужно для получения дистанционного образования? Желание, платежеспособность и наличие компьютера с выходом в интернет. На первый взгляд, дистанционное образование ограниченно только этими тремя условиями и лишено всех перечисленных выше недостатков стационарного обучения. Однако к лагерю защитников традиционного образования присоединяются и медики. Результаты их исследований в данной сфере показали, что прежде чем получать образование дистанционно, неплохо бы «научиться его получать». Доказано, что при работе с компьютером умственная работоспособность человека снижается обратно пропорционально усвоенному объему информации. Несмотря на разнообразие возможностей мультимедийного подхода к дистанционному обучению, утомление глаз (и постепенное снижение зрения) наступает в два-три раза быстрее, а если учесть еще и то, что российское ДО в большинстве своем представлено текстовыми электронными учебниками, то и в четыре раза. Психологи же утверждают, что объем удержания знаний без преподавателя, находящегося рядом (для 75% студентов стран СНГ не столько консультант, сколько приснопамятный «дядя с ремнем»), значительно ниже, чем при получении обычного образования.
Все вышесказанное наводит на неутешительные мысли: пока дистанционное образование эффективно лишь в тех случаях, когда человек уверен в своих силах и уже имеет опыт освоения большого объема информации самостоятельно. В нашей стране это либо практики, желающие заполнить теоретические пробелы, либо соискатели второго или третьего высшего образования, либо работники, повышающие квалификацию по специальности.
Основные критерии выбора дистанционного курса
Несмотря на негативный ореол, которым окружили дистанционное обучение ученые (работа у них такая, они с детства Минздравом покусаны), на основе их исследований можно сделать и другой вывод: при выборе дистанционного курса стоит более внимательно присмотреться и проанализировать то, что входит в предлагаемый пакет. Если это просто набор отсканированных и адаптированных для электронного варианта учебников с возможностью получить комментарии и ответы преподавателя по Skype или электронной почте, то лучше сразу поискать что-нибудь другое. Накачать электронных учебников по интересующей тематике в наше время в интернете можно бесплатно, а запрашиваемые за такой курс деньги можно потратить на обсуждение проблемных вопросов в кругу друзей или коллег за «рюмкой чая». Дешевле и эффективнее выйдет. В современный качественный электронный курс входит широкий спектр инструментов, призванных повысить эффективность усвоения предлагаемого материала. Прежде всего при выборе курса следует обратить внимание на следующее:
1. Общение преподавателей и студентов.
Одним из преимуществ дистанционного обучения является общение преподавателя непосредственно с каждым из студентов. Грамотный преподаватель, заинтересованный в успешном окончании его курса, будет подробно отвечать на вопросы студентов, анализировать ошибки и достижения в выполненных заданиях. По возможности неплохо было бы «посетить» виртуальную аудиторию для ознакомления с умением преподавателя строить дискуссию в группе.
2. Преподаватели.
Выбирая курс, следует обратить внимание на трудовую биографию преподавателей, их опыт работы в данной сфере, а также почитать отзывы других студентов об их работе. Не стоит стесняться посылать запросы интересующей вас школе.
3. Контент.
Чтобы не изучать большую часть курса, сидя над тоннами распечаток или подслеповато щурясь на печатный текст на экране, следует обратить внимание на качество и методику подачи учебного материала. Признаком качественности курса будет подача информации в виде учебных фильмов, аудиозаписей или вебинаров.
4. Программное обеспечение.
Для удобства и комфорта обучения многие школы используют специальное программное обеспечение, облегчающее организацию учебного процесса. Такие программные комплексы зачастую позволяют работать совместно со своими «коллегами по учебному цеху», использовать текстовое или голосовое общение. Как правило, эти программы представлены в виде библиотек, содержащих не только группы лекций, но и «домашние задания» к ним. Возможность оценить свой прогресс и оценки проверочных работ дополнительные бонусы.Каждая школа имеет свой подход к использованию программного обеспечения. Одни разрабатывают его самостоятельно, другие пишут отдельные программы и предоставляют к ним доступ через сайт, а кто-то использует уже готовые платформы (такие как Moodle, например).
Заключение
Отказ ведущими российскими вузами от заочной формы обучения, а также гранты, выдаваемые на освоение новых методик обучения, привели к тому, что дистанционное обучение в скором времени займет достойное место в российском образовании. В последнее время темп внедрения практик ДО в сферу образовательных услуг резко возрос, однако у дистанционных курсов уже сейчас возникают те же проблемы, что и у классического обучения: однообразность выпускаемых специалистов. При всей широте выбора дистанционных курсов, современные технологии вряд ли спасут российскую образовательную систему от штамповочного конвейера разномастных юристов и экономистов.