Учиться, учиться и... работать!
Современный бизнес требует от всех своих участников (вне зависимости от масштаба деятельности) постоянного контроля над хозяйственными операциями. При этом постоянное развитие деловых отношений ставит перед бизнесменами задачи хотя бы иногда заниматься самообучением, дабы повысить уровень своих знаний, которые обязательно понадобятся им в работе, чтобы не утонуть в глубоком омуте рынка. Возникает вопрос: как совместить учебу и бизнес? Дистанционное обучение, в данном случае, является наилучшим выходом из сложившейся ситуации. Жаль, что не все еще пока это понимают.
Поначалу дистанционное образование использовалось только как средство получения конкретных навыков, которые затем могут быть применены в бизнесе (самый яркий пример обучение иностранным языкам с помощью курсов «ЕШКО»). Теперь на рынке дистанционного образования вниманию желающих предлагается огромный выбор различных курсов, позволяющий получить широкий спектр различных умений и навыков (от основ управления крупной ТНК до ловли корюшки на мормышку). Получить бизнес-образование дистанционно сегодня не составляет особых трудностей.
Проблемы и трудности дистанционного обучения
Однако, несмотря на всю широту охвата различных отраслей знаний, рынок дистанционного образования пока не полностью сформировался. Это касается всех участников рынка:
1) авторов учебного контента,
2) разработчиков платформ,
3) провайдеров образовательных услуг.
Но самое главное, пока нет четкого представления о том, что же собственно такое услуга по предоставлению дистанционного образования.
Когда речь заходит о дистанционном обучении, у всех сразу возникает мысль о е-курсах. Это не так, поскольку электронное обучение всего лишь один из способов дистанционного образования. Современная форма передачи информации от преподавателя к студенту. Способы передачи информации могут быть разными: электронные курсы, трансляция «лицом к лицу» (face-to-face), использование почтовых услуг и пр. Всех их объединяет один общий признак: обучаемый находится где угодно (дома или на работе), но только не в учебном заведении.
Вариантом организации дистанционного бизнес-обучения может быть:
a) административная и преподавательская поддержка в локальных учебных центрах;
b) методическую помощь и организацию экзаменов осуществляет бизнес-школа.
При всех своих плюсах чисто дистанционный формат обучения не слишком эффективен. Это связано с тем, что эффективность обучения во многом зависит от личных качеств и мотивов обучаемого. К сожалению, в наше время человека с дипломом дистанционного обучения нельзя с ходу считать качественным специалистом, поэтому рынок труда не может пока признавать такие дипломы наравне с дипломами о «классическом» образовании. Особенно это касается дипломов о полученном бизнес-образовании, в связи с отсутствием в процессе обучения интерактивного общения и возможности обмена ценным опытом с «коллегами по цеху».
Чтобы не упускать очевидную выгоду от получения знаний с использованием дистанционного формата обучения, современные системы образования многих стран постепенно интегрируют в свои образовательные программы его отдельные элементы. Например, в Великобритании при использовании дистанционного образования обязательно проводятся «живые» встречи студентов с преподавателями или организуются выездные модули. В настоящее время такая смешанная программа обучения набирает все большую популярность.
Преимущества смешанной формы обучения перед «чистой»
Эффективность смешанной формы достигается за счет многих факторов:
1. Обучение не зависит от местоположения слушателя и предоставляет ему возможность самому выбирать, в какое время учиться.
2. Интенсивность обучения выбирает сам студент.
3. Всегда имеется возможность разделить программу обучения на несколько этапов, а не изучать все одним махом.
4. Качество и актуальность материалов всегда поддерживается на должном уровне, так как контен хранится в электронном виде и регулярно обновляется.
5. Добавление в процесс обучения анимации, виртуальных тренажеров, ролевых игр не только делает обучение интересным, но и более эффективным.
6. Возможность повтора любого момента и наличие уточняющих ссылок дают больше времени на переосмысление изученного материала.
7. В некоторых случаях можно приостановить изучение курса, дабы продолжить позднее.
8. Снижение финансовых затрат (по сравнению с очными курсами до 30%) и существенная экономия времени.
9. Возможность при обучении не отрываться от рабочего процесса, тут же применяя полученные умения и навыки.
Большинство учебных заведений не рискует пока переходить на смешанный формат обучения, опасаясь потерять возможность личного общения преподавателей и студентов между собой. Так, например, Санкт-Петербургский международный институт менеджмента (ИМИСП) использует элементы дистанционного образования только при подготовке домашних заданий или в процессе общения с преподавателями при работе над дипломными проектами. Такой подход особенно ценен для бизнес-образования, так как ключевыми в нем являются интерактивные процессы. В планах вынесение отдельных тем по каждому курсу в электронный формат с возможностью дистанционного изучения.
E-learning сегодня
Будет ошибкой считать e-learning полноценным методом получения знаний. При такой форме обучения обязательно стоит вводить в образовательный процесс элементы живого общения. Если умело сочетать различные образовательные инструменты (е-курсы, очное общение, видеоконференцсвязь, создание социальных образовательных микросетей) и современные мультимедийные технологии, то все минусы дистанционного обучения можно свести к минимуму. В идеале, должен получится мощный качественный образовательный курс с обязательными ежемесячными микросессиями и сдачей всех экзаменов на базе единого учебного центра.
Если рассматривать дистанционное обучение через призму используемых им методов обучения, то получаем следующую методическую классификацию:
1. Лекционный метод.
Собственно, как и 99,9% всего образования (В России, да и по всему миру).
2. Метод кейсов.
В данном случае изучаются и обсуждаются различные экономические, социальные или бизнес-ситуации. Несущественные детали при этом остаются без внимания, а ситуация рассматривается только с точки зрения текущей тематики курса.
3. Метод игры.
При изучении какого-либо вопроса используются различные симуляторы и компьютерные модели. Данный метод позволяет учащимся виртуально стать участником событий и приобрести необходимые умения и навыки.
4. Проектный метод.
В основу обучения закладывается некая реальная задача, которую нужно решить в какой-то конкретный отрезок времени с использованием реального практического опыта слушателей. Этот метод хорош тем, что ставит и решает задачи, возникающие здесь и сейчас. Нет никакого смысла изучать те же кейсы, написанные до начала последнего кризиса. В современном бизнесе эти знания мало что дадут.
Необходимость повышения квалификации сотрудников без выпадения из активной жизни появилась именно в наши дни. Получение новых знаний и повышение квалификации уже не роскошь, а средство существования. Современные компании заинтересованы в сотрудниках, способных оперативно реагировать на изменение обстановки и принимать моментальные решения. Дистанционное образование реальный шанс для работников организаций стать необходимыми специалистами и подняться по карьерной лестнице.
Выбор формы обучения зависит главным образом от мотивации студента. Дневная форма подходит для тех, кто располагает возможностью безболезненно покинуть рабочий кабинет на год или два. Вечерний формат это удобный вариант для тех, кто может освободить свои вечера. А дистанционное обучение заинтересует тех, кто много работает или является заядлым путешественником.
Дистанционное обучение не всегда применимо по тем дисциплинам, по которым самостоятельная работа над материалом не сможет заменить общения на тренингах с преподавателем (например, искусство ведения переговоров, маркетинг и т. д.). А такие дисциплины, как логистика, финансы только выиграют от обучения в этом формате.
Что мешает на пути к светлому настоящему?
Для начала зададимся вопросом: чем же отличается дистанционное обучение от классической формы образования? Классическое обучение предполагает преподавание студентам отдельных предметов, на основе которых они составляют свое представление о профессии. Дистанционное же образование предлагает учащимся не разрозненные предметы, а комплекс знаний на основе ряда дисциплин. Например, на дистанционных бизнес-курсах учащегося обучают не менеджменту как отдельной дисциплине, а умению принимать управленческие решения с использованием маркетинга, менеджмента, планирования и прочих дисциплин без отрыва от текущей работы, сразу отрабатывая полученные навыки на практике.
Постоянно растущий спрос на дистанционное обучение побуждает учебные заведения постоянно развивать "дистанционар". Однако, как и в любой другой системе, существуют факторы, сдерживающие его развитие:
1. Множество учащихся до сих пор отдают предпочтение классическому обучению, стремясь непосредственно общаться с сокурсниками и преподавателями, обсуждая возникающие в процессе обучения вопросы. Этот фактор наиболее ярко выражен при изучении тех дисциплин, когда дистанционные формы вынуждены носить вспомогательный характер. Наиболее ярким примером такой ситуации можно назвать изучение иностранных языков, когда дистанционно можно изучить лекции по грамматике и особенностям перевода. Возможности дистанционной формы обучения немного расширяются (в качестве дополнительной интерактивной формы) при обучении студентов со средним и высоким уровнем владения языком. Живое общение с преподавателем или носителем языка до сих пор остается предпочтительным и наиболее эффективным.
2. Ограниченность создания и развития качественного, направленного на достижение реальных результатов дистанционного образования. По большей части при разработке курса внимание уделяется только внешней оболочке курса, а взаимодействие отдельных элементов программы считается несущественным. На первый взгляд, разработать приличный контент программы не так уж и сложно. Все верно. Но только тогда, когда у разработчика под рукой случайно завалялся готовый курс, полностью подготовленный для перехода на дистанционные «рельсы». Разработка полного качественного и действенного курса с самого начала – довольно трудоемкая задача, за которую возьмется не всякая бизнес-школа или тренинговая компания.
3. Отсутствие необходимого количества специалистов. Никто в настоящее время не занимается подготовкой методистов, умеющих создавать качественный контент дистанционного обучения, а специалистов, которые могут этот контент грамотно подать, очень мало.
4. Большое количество недоброкачественных дистанционных курсов повышают уровень недоверия к ним. Многие, кто утверждают, что занимаются созданием курсов дистанционного образования, на самом деле всего лишь переводят в электронный формат существующие учебники. Да, читать с экрана целевую аудиторию они научат, но навыков использования полученных по тематике курса знаний не получит ни один из обучаемых. Поэтому дистанционным обучением для повышения квалификации персонала в России пользуются всего лишь 17% компаний.
5. Отсутствие четких стандартов и механизмов обучения. Многим преподавателям не хватает квалификации для работы с теми инновационными технологиями, которые внедряются в учебный процесс при использовании дистанционного образования.
6. Отсутствие достаточного покрытия территорий системами связи.
7. Готовность оплаты дистанционных курсов. Такие курсы изначально воспринимаются покупателями как более дешевый вид обучения. Пока еще никто не принимает во внимание то, что создание каждого такого курса требует значительных затрат времени и ресурсов.
8. Отношение к дистанционному обучению как к чему-то несерьезному. По статистике, в настоящее время всего 11% работающих с интернетом жителей Российской Федерации имеют опыт получения дистанционного образования, причем 2% из них не завершили его именно по указанной причине. Воспитанные на главенствующем положении классического образования, жители всего постсоветского пространства с удивлением воспринимают требования дистанционных учебных заведений относиться к предоставляемым курсам со всей серьезностью. Как следствие, такое отношение к дистанционному обучению тянет за собой следующий фактор, отрицательно сказывающийся на его развитии.
9. Неспособность грамотной интеграции получаемого дистанционного образования в свой график. Как уже было сказано выше, относясь к дистанционному обучению как к чему-то несерьезному, многие люди просто не в состоянии четко спланировать время, которое они готовы уделить данному виду обучения. Если из-за своей занятости человек откладывает или вовсе отменяет поездку на кратковременную очную программу, являющуюся органичной частью выбранных им курсов, то не факт, что он уделяет должное время обучению, сидя на работе или по ночам (весьма маловероятно). Отметим странный факт: человек может выделить время на учебу по двухгодичной программе MBA (притом, что за время его обучения могут произойти серьезные изменения в экономической среде), а выделить выходные для участия в выездной модульной программе считает проблематичным. Даже в том случае, когда преимущества такого обучения очевидны:
- нет многочасовой записи лекций под монотонную диктовку преподавателей,
- возможность самостоятельного выбора времени и места для изучения материала,
- экономия времени и средств на проезд к месту учебы,
- возможность обучения без отрыва от работы.
10. Отсутствие должной мотивации к дистанционному обучению. При отсутствии мотивов и желания получать индивидуальное образование человек не получит необходимого результата, на который ориентирован тот или иной курс. И если данная проблема не стоит перед обязательными корпоративными курсами, не прослушав которые, работники не допускаются к дальнейшему выполнению своих должностных обязанностей, то обучение на более факультативных курсах менее мотивировано. Планировать свое время и мотивировать прохождение курса должным образом человеку требуется самостоятельно. А таких самостоятельных сотрудников всего лишь около 5%.
Следует четко понимать, что дистанционное обучение не лифт, готовый вознести к вершинам карьеры, а лестница с множеством ступенек, по которым человеку, хоть и с опорой на перила, но все-таки придется идти самому. Но если человек не способен к самоорганизации в образовательной сфере, то какой из него управленец, как он может управлять другими людьми? Успешно пройденное дистанционное обучение своего рода тест на профпригодность.
Сегодня наблюдается положительная тенденция: все большее количество людей стремятся пройти обучение без отрыва от бизнеса, так как понимают выгоды такого положения вещей. Помимо знаний они получают навыки их применения в своей практической деятельности. Чаще всего дистанционную форму обучения выбирают крупные организации с численностью более пяти тысяч человек. Для 79% работодателей данные технологии не являются востребованными или из-за отсутствия технического оборудования, или по причине нежелания руководителей применять подобный вид обучения.
В перспективе будет меняться как дистанционная форма обучения, так и традиционная. Они будут взаимно переплетаться и дополнять друг друга. И с развитием технологий этот процесс будет все более и более динамичным.