Мотивация персонала к e-learning

Мотивация персонала к e-learning

Персонал любой организации, как правило, состоит из взрослых самостоятельных людей, четко осознающих свои возможности, цели и пути их достижения. Знания эти являются полностью субъективными. Зачастую приходится сильно постараться, чтобы заставить такого человека пройти какой-либо курс дистанционного обучения, тема которого идет в разрез с его представлениями о знаниях и умениях, необходимых для карьерного роста. Сегодня мы поговорим о:

1. Взрослых «студентах».

2. «Студентах» корпоративных.

3. «Студентах», обучающихся с использованием электронных курсов(e-learning).

В связи с увеличением спроса на различные курсы повышения квалификации и переподготовки специалистов, в настоящее время усиленно развивается и совершенствуется наука андрагогика (от греч. андрос – взрослый человек, агогейн – вести). Этот термин впервые ввел в научный обиход в 1833 году А. Капп. Анализ приверженцами этой науки мотивационных процессов, происходящих среди уже сформировавшихся личностей, позволяет выделить несколько основных мотивов стремления освоить новые знания и умения взрослым человеком:

- предложенные курсы как можно скорее помогут решить проблемные вопросы, стоящие перед ним в настоящий момент;

- взрослый человек сам устанавливает цели своего обучения и выбирает наиболее комфортный способ их достижения;

- возможность применения полученных в процессе обучения знаний является определяющим фактором при выборе учебных курсов.

Однако не всегда цели деловой активности заказчиков электронных курсов совпадают с вышеперечисленными мотивами будущих учащихся. Многолетний опыт становления и развития корпоративного дистанционного обучения позволяет выделить несколько вариантов взаимодействия мотивов руководства компаний (инициаторов и заказчиков дистанционных курсов) и работников (потенциальных слушателей е-курсов):

1) руководство и работники имеют общую мотивацию;

2) мотивы первых и вторых дополняют друг друга;

3) несовпадение мотивов: разнонаправленность или параллельность;

4) мотивы полностью не совпадают.

Перед разработчиками е-курсов встает вопрос: как действовать при возникновении одной из вышеперечисленных ситуаций? Нужно ли проводить масштабное изучение потребностей будущей аудитории? Сможет ли руководство компании-заказчика спокойно воспринять тот факт, что мотивационная ситуация внутри организации развивается по 3 или 4 варианту? Да и заинтересованы ли разработчики- исполнители (особенно сторонние) в таком раскладе? Немного поразмышляв над этими вопросами, любой грамотный руководитель ответит на все из них отрицательно.

Но не все так просто. Исследователи корпоративного дистанционного обучения бьют тревогу: у работников корпораций отсутствует интерес к обучению, слишком высок процент незавершенных е-курсов. Почему так происходит? Ведь совершенно логично, что взрослый и психически здоровый человек не откажется снять с себя часть груза текущих проблем. Если проводником в более спокойную и комфортную жизнь являются организованные руководством курсы, то любой умный человек ими воспользуется. Ответ на этот вопрос довольно прост: умудренные опытом работники сопротивляются такому дистанционному обучению, опасаясь возникновения дополнительных проблем и ответственности в связи с повышением квалификации.

И еще один казуистический вопрос: в какой ситуации-мотивации, варясь в собственном соку, находится взрослый и самостоятельный разработчик курсов, которому позарез нужно выдать электронный курс?

Конечные пользователи курсов: «психологический» портрет

Рассмотрим обучаемого не как отвлеченное понятие, а как обычного человека, со своими задатками и способностями, недостатками и маленькими слабостями. Каждый из них рожден гением, но воспитание и среда «корректирует» личность, программируя (иногда зомбируя) народившегося Эйнштейна в серенького неудачника. И вот изначально заложенная мотивационная программа «Дерзай!» трансформируется в «Как бы чего не вышло» на пару с «Лишь бы не было хуже». Ну конечно, не все так мрачно. Иначе наш мир уже давно остановился бы в развитии. Но тяжелую печать стандартов и стереотипов (в том числе и мотивационных) каждый испытал на собственной шкуре. Чего только стоит сакраментальный вопрос: «тебе что, больше всех надо?». Меланхолики и холерики, трусливые и напористые, трудоголики-перфекционисты и откровенные лентяи… Есть те, что не мыслят себя без познания нового, учиться для них в кайф, а есть такие, как тот Афоня из одноименной киноленты равнодушны почти ко всему, к учебе в частности. Нашли свой портрет? Если нет, то суть все равно от этого не поменяется: вас всех таких разных много, а курс один. И сделать его удобоваримым для всех и каждого задача очень-очень сложная, если не сказать невозможная.

Вот и приходится всех под одну гребенку. И пытаются разработчики создать универсальный курс, проецируя свои мотивационные установки на всех пользователей курса. А в итоге попадают пальцем в небо. Что ж, как там нас учили, любой результат это тоже результат.
Невольник не богомольник. И к обучению эта мудрая народная мысль относится как нельзя лучше. Ни один из педагогов, даже такие известные, как Сухомлинский и Макаренко, не смогут силой заставить человека делать то, что ему совершенно не нравится. Да и не будут они так поступать. Грамотный педагог воспользуется естественными желаниями и природной ленью учеников. Да и зачем навязывать учащимся придуманные им мотивы прохождения е-курса? Гораздо проще дать понять, что успешное его окончание уменьшит число трудностей и других крутых ступенек карьерной лестницы. Для этого нужно всего лишь разработать такой е-курс, чтобы он как минимум:

1. не противоречил или был параллелен мотивам обучающихся;

2. не представлял угрозы для их желаний, а еще лучше способствовал бы их скорейшему удовлетворению.

Если разработанный курс будет удовлетворять только одному из вышеперечисленных требований, учащиеся смогут быстро приспособиться к небольшим «неудобствам» и захотят продолжить обучение дальше.

Правила создания курса

Для того чтобы работник САМ захотел пройти предложенный курс, достаточно соблюдать шесть несложных правил его создания:

1. Качественно сделанный е-курс, наполненный удобным для восприятия слушателя контентом, способствует быстрому и бесконфликтному приспособлению мотивационных процессов учащегося.

2. Создание комфортных условий, необходимых для изучения курса, существенно повысит процент завершаемости обучения и его популярность. Человек хоть и приспосабливается ко всему, но предпочитает искать, где лучше.

3. Правильно сформулированная цель – 50 % усвоенного материала. Если обучаемому толково разжевать, зачем его вытянули из уютного кабинета, оторвали от любимой компьютерной игрушки и заставляют учиться, объяснить, какие пряники его, такого проапгрейдженного, ожидают после прохождения курса, то работник будет сам рваться учиться со страшной силой.

4. Обучаемый должен четко понимать, что новые знания можно реально применить в работе, а не во время прохождения кучи тестов и экзаменов. (Я пять лет изучал в университете высшую математику, но из полученных знаний помню только то, что проволокой, изогнутой в форме интеграла, удобно огурцы из банки доставать).

5. Уверить учащихся, что применение полученных знаний не только полезно, но и безопасно. Ну, по крайней мере, до тех пор, пока условия рыночных отношений не скорректируют курс развития компании.

6. Обязательно объяснить обучаемым, чего они могут лишиться, если не воспользуются предлагаемым е-курсом. Риск пролететь мимо кучи сладких плюшек лучший мотиватор.

Таким образом, е-курс – это исполнитель желаний одновременно и слушателя и заказчика. Правильно созданный и замотивированный курс, в процессе его прохождения, тихой сапой будет затягивать обучаемого в свои сети. Однако любой работник в ходе предварительного ознакомления с е-курсом должен сам сделать выбор: воспользоваться ли ему возможностью карьерного и профессионального роста, оплаченной компанией, или продолжать сидеть в старом кабинете, мусоля папку с офисными играми.

29.11.2013
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.