Методические особенности проведения вебинаров на краткосрочных курсах по методике «in-class»

Методические особенности проведения вебинаров

Современный ритм жизни диктует свои требования и создает новые условия для личностного роста человека. Это в полной мере относится как к молодому поколению, так и к более взрослым представителям человечества. Время, которое взрослый человек может выделить на какой-либо курс обучения, а также полное понимание им потребностей в повышении своей квалификации — это факторы, оказывающие непосредственное влияние на формирование процесса современного обучения. Временем обучения, как правило, являются дни выходных либо вечера будних дней. Но может быть и форма интенсивного обучения по восемь-десять часов в день. Целевой аудиторией краткосрочного обучения и переподготовки являются взрослые состоявшиеся люди, имеющие достаточную мотивацию и весьма заинтересованные в повышении уровня квалификации.

Краткосрочные курсы подготовки и переподготовки специалистов занимают одно из лидирующих мест в современной системе образования как наиболее полно соответствующие требованиям, обусловленным этими факторами. В быстро меняющихся рыночных условиях пятилетнее фундаментальное образование отстает от последних тенденций за счет своего консерватизма и «неповоротливости». «Здесь и сейчас» — вот девиз тех, кто хочет успеть занять свою нишу на рынке труда и «снять сливки».

В организации краткосрочных курсов используют различные формы и приемы дистанционного обучения:

· офф-лайн (электронные курсы);

· он-лайн (вебинары);

· классическое заочное обучение.

Обучение при помощи вебинаров предусматривает проведение занятий в режиме реального времени с использованием интернет-технологий, позволяющих передавать лекции в виде аудио- и видеоинформации широкой аудитории. Обсуждение вопросов, возникших в процессе передачи материала, преподаватель выносит за рамки лекции. Это происходит в виде классического или голосового чата.

Вебинар, как разновидность дистанционного обучения, имеет ряд преимуществ по сравнению с классической формой. Пересылка учебных материалов по почте (обычной и электронной), выполнение слушателем домашнего задания и отправка его преподавателю на проверку — процесс, лишенный эффекта присутствия. Вебинар, как интерактивная технология, позволяет слушателю общаться с преподавателем, который тоже его «видит». Обладая базовыми навыками работы с ПК, слушатель вебинара имеет возможность получить образование, сравнимое с очным. Однако стоимость вебинаров намного меньше, чем цена аналогичного очного курса. Обучение с помощью вебинаров помимо денег экономит самый главный и, увы, невосполнимый ресурс — время. Слушатели могут заниматься тогда, когда им удобно, — дома или на работе, и сами собой отпадают вопросы: «как успеть к началу занятий» и «как поскорее добраться домой».

Сегодня такие известные компании, как Apple, Sun, Microsoft, используют вебинары для обучения своих работников, партнеров по бизнесу и пользователей программных продуктов, находящихся в разных точках земного шара.

Проанализировав достоинства вебинаров и классического обучения в классе, специалисты создали новую методику дистанционного образования. Такая методика, получившая название «Вебинар in-class», объединяет слушателей, реально присутствующих в классе, с участниками, подключающимися к обсуждению виртуально с помощью современных средств связи. Это позволяет добиться более высокой эффективности обучения за счет:

  • Объединения опыта этих групп.
  • Расширения аудитории и привлечения к обучению специалистов, проживающих в регионах.

Кроме того, позволяя исключить из затрат на обучение транспортные и командировочные расходы, такое обучение является предпочтительным не только для простых слушателей, но и для работников организаций, филиалы и подразделения которых разбросаны по всему миру.

Задачи, стоящие перед преподавателем:

  • Необходимо объединить обучаемых, присутствующих в классе и уже лично друг с другом знакомых, с виртуальными «собратьями по разуму». Эту задачу необходимо решать на протяжении всего курса обучения, и первым хорошим шагом должно стать представление каждого участника вебинара-in class (в особенности «виртуальных» слушателей).
  • Необходимо создать эффект нацеленности на общее дело, на общий результат. Цель, объединяющая всех слушателей, — пройти успешно обучение и повысить свою квалификацию путем освоения учебных материалов и за счет обмена опытом с сокурсниками и преподавателем.

Особенности организации обучения по методу «Вебинар in-class»

В основной своей массе, проведение занятий по методике «Вебинар in-class» не отличается от проведения обычного вебинара. Однако некоторые особенности все же присутствуют.

1. Для организации учебного процесса необходим класс или учебный центр, способный разместить слушателей, у которых имеется возможность реального, а не виртуального присутствия на занятиях.

2. При проведении занятий категорически недопустимы лекции. Занятие лучше всего организовывать в виде обсуждений, опросов, споров и т.п.

3. «Виртуальщиков» следует вовлекать в обсуждение с помощью чата или голосового общения. Важно добиться их активного участия, для чего им следует задавать вопросы, просить высказать мнение по обсуждаемой проблеме, обращать внимание собравшихся на сообщения в чате. Однако палку перегибать не стоит во избежание шумового эффекта (когда много участников одновременно высказывают свое мнение). Преподаватель должен постоянно следить за активностью своих слушателей, в меру поощряя их общение. Этого можно добиться следующим образом:

когда преподаватель излагает материал, либо слушатель высказывается по теме обсуждения, желательно уменьшить звук у других участников вебинара (но не полностью отключать!);

чтобы избежать ситуаций, когда виртуальный слушатель случайно вмешивается в речь преподавателя или другого слушателя, желательно предусмотреть при создании ПО вебинара нечто вроде кнопки «поднять руку»;

переключать внимание занимающихся в классе с экрана проектора на звуковые колонки, вовлекая их в диалог со специалистом издалека.

Эти методики способствуют созданию дружественной атмосферы и помогают привлечь и удержать внимание не только «виртуальных», но и «реальных» слушателей в классе.

4. Материал, с которым преподаватель знакомит свою аудиторию в процессе занятия, должен быть динамичным. В дело можно пустить все: видеоролики, анимацию, презентации и т. д. Главное условие: контент занятия должен постоянно меняться и не давать слушателям «задремать».

5. Поддерживать активность аудитории должно и программное обеспечение. Отслеживая моменты, когда кто-то из виртуальных слушателей открывает другие окна поверх трансляции занятия, оно позволит преподавателю вернуть его внимание, путем вовлечение в обсуждение какого-либо вопроса. Постоянный контроль над эмоциональным состоянием и вниманием аудитории (как со стороны ПО так и со стороны преподавателя) позволит слушателям гораздо лучше усвоить материал.

Требования к техническому оборудованию рабочего места преподавателя

1. Компьютер c ОС Windows (Mac OS) и звуковой картой, позволяющий получить широкополосный доступ в Internet. Обязательны колонки и микрофон (как вариант, гарнитура — наушники со встроенным микрофоном).

2. Достаточная чувствительность микрофона, чтобы «виртуальные» участники вебинара могли слышать, что говорят их собеседники в классе. Как вариант, можно передавать микрофон от преподавателя говорящему. Допустимо использование двух микрофонов: один находится у преподавателя, второй — в классе.

3. Активное участие в обсуждении «виртуальщиков» достигается за счет вывода звука не на гарнитуру, а на колонки.

Вебинар in-class — эффективная методика послешкольного и послевузовского обучения, предоставляющая новые возможности для слушателей. Вместе с тем эта технология требует специальной подготовки преподавателя и технически оснащенного класса.

25.11.2013
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.