Электронный текст против бумажного! Кто кого?
Современное развитие дистанционного образования предусматривает восприятие и осмысление информации, находящейся, в большинстве своем, на экране компьютера. Замена печатного текста цифровым распространилась настолько широко, что исследованием влияния последнего на восприятие занялись ученые.
Несомненная польза
Безусловно, электронная книга, компьютер и смартфон прочно вошли в нашу жизнь, позволяя сделать быстрым и удобным процесс поиска информации, работы или обучения (в особенности, дистанционного). С «читалкой», которую легко уместить в кармане, всегда можно иметь под рукой целую библиотеку.
Не стоит отрицать и тот факт, что работать с электронным носителем информации к тому же и дешевле. Не нужно тратиться на бумажные учебники, не нужно терять время на то, чтобы добраться до библиотеки и искать там необходимое пособие. Казалось бы, необходимо внедрять новые технологии все в более широких сферах. В развитых странах информационные технологии применяются даже в детских садах. А для правительства электронные учебники так вообще существенная экономия бюджетных расходов на образование. Но…
Исследования ученых
Ох уж эти ученые! Им бы только разбивать наши розовые очки. Но факты — вещь упрямая. В ходе исследования, проведенного Вашингтонским университетом, выяснилось следующее:
1. Менее сорока процентов первокурсников, которым была предоставлена возможность обучаться с помощью электронной книги Kindle DX, использовали по прямому назначению это чудо техники. Как выяснилось в ходе опроса, «читалка» не позволяет делать заметки на полях, в отличие от старой доброй бумажной книги.
2. Электронный гаджет не предоставляет возможности быстро просмотреть справочную литературу, на которую ссылаются в тексте.
3. И самое печальное заключается в проблеме когнитивной карты. Проще говоря, электронный текст уничтожает присущую нам технику запоминания, позволяющую оперативно запоминать и отыскивать текст по его внешнему виду и расположению в книге.
Мнение эксперта
Доцентом Центра изучения речи при университете города Ставангера (Норвегия) Анне Манген в статье «Чтение цифровой беллетристики: Осязание и погружение», напечатанной в Journal of Research in Reading, рассмотрены ключевые особенности чтения с электронных и бумажных носителей.
Анне Манген, впрочем, как и другие психофизиологи, считает, что текст в цифровом формате воспринимается хуже из-за отсутствия у него физической сущности. У человека исчезают ощущения количества и полноты. Книгу, как физический объект, можно потрогать, полистать ее страницы, при этом тактильные ощущения сочетаются со звуковыми и зрительными. Чтение бумажной книги — сложное мультисенсорное действо. В ходе прочтения бумажных текстов возникают связи между сенсорно-моторными и когнитивными процессами в разных областях мозга. Восприятие информации улучшается, поскольку физические ощущения от манипуляций с книгой успокаивают читателя.
Несмотря на суперсовременные технологии, разрешение и контрастность электронных тестов уступает их бумажным собратьям. Это приводит к следующему:
1. снижению примерно на четверть скорости чтения;
2. неполному восприятию информации из-за того, что человек сканирует страницу, а не вчитывается в каждое слово.
По мнению исследовательницы, из-за ограничения текста размером экрана, он теряет свою целостность, а это воздействует на целостность восприятия. Наши манипуляции с использованием мышки, тачпада или клавиатуры непосредственно не связаны с текстом (его невозможно потрогать руками). Эти отвлекающие от содержания текста действия мешают человеку сосредоточиться и нарушают ментальное восприятие, подчеркивает автор статьи.
Электронный текст двигается совсем не так, как бумажный, и человек теряет ощущение непрерывности и связанности материала для чтения. Любое обучение, и в особенности дистанционное, предполагает временные затраты и сознательные умственные усилия. По мнению Манген, современные электронные средства не могут этого обеспечить.
Норвежская исследовательница изучает гипертекстовые истории исходя из физического аспекта — связи моторных операций и внимания. Все компьютерные мультимедиа-возможности (видео, гипертекст, звук, изображение, текст) работают по принципу кликовой дорожки, представляя собой своеобразную литературную компьютерную игру. Однако заданная виртуальная реальность оставляет меньше места воображению, не позволяя погрузиться в вымышленный мир, как при прочтении художественной книги. Человек банально отвлекается на другие предоставляемые ему возможности.