Занимательные факты о дистанционном обучении от истоков до наших дней

Занимательные факты о дистанционном обучении

Краткий экскурс в историю возникновения и формирования дистанционного обучения. Подборка интересных фактов от «Великой дидактики» Яна Коменского, написанной в 1632 году до современных информационных технологий дистанционного образования.

«От Ромула до наших дней…» Первые попытки создания и систематизации дистанционного образования

1. Родоначальником дистанционного обучения, по мнению многих историков, является Ян Коменский. Его «Великую дидактику» можно считать базой для формирования системного подхода в образовании, а его сочинение «Пансофическая школа» (обучение всех всему) — первой попыткой систематизировать образование в Европе. Опубликованные им первые иллюстрированные учебники — пробный робкий шаг к дистанционному образованию.

2. Благодаря становлению и развитию в конце XIX века регулярной почтовой связи как внутри государств, так и между ними, получил широкое распространение предок дистанционного образования — «корреспондентское» обучение. Такая форма образования стала настоящим спасением для тех молодых людей, которые проживали вдали от крупных городов и не имели финансовой возможности получить высшее образование. Послать по почте контрольные работы и получить в ответ оценку преподавателя и новые учебники это гораздо дешевле, чем тратить огромные, по тем временам, суммы на проживание вдали от дома.

Первый университет, или догнать и перегнать… СССР

1. Бурное развитие технологий в начале XX века повлекло за собой попытки улучшить получившее широкое распространение корреспондентское обучение. В результате таких попыток появилось заочное образование — гибрид корреспондентского и очного обучения.

2. Занимательную роль в развитии дистанционного обучения сыграл Советский Союз. В ходе послевоенных контактов стран-союзников британские педагоги обратили внимание на советскую организацию заочного обучения. Всесторонне изучив ее и признав более эффективной, правительство Великобритании выделило огромные деньги на разработку и внедрение такой системы у себя. Разработав учебные программы, методические указания, пособия и внедрив систему у себя, англичане не принимали на заочную систему обучения иностранных граждан, опасаясь исков со стороны СССР. Когда же таковых не последовало, к новой системе допустили и иностранцев.

3. Взяв под контроль создание первого в мире университета дистанционного образования, премьер-министр Великобритании Харальд Уилсон поначалу хотел назвать его «Эфирный университет», считая, что такое название прекрасно подойдет подобному учебному заведению. Однако, когда университет учредила сама королева, а ректором назначили спикера палаты общин, учебное заведение было решено назвать Открытый Университет Великобритании. Таким образом, университет получил статус массового (за счет невысокой стоимости обучения) и престижного учебного заведения.

«Его пример другим наука…». Немного о других центрах дистанционного образования

1. Дабы не отстать от англичан, развитие своей системы дистанционного образования начинают стимулировать и США. Так в 1989 году в Соединенных Штатах выходит в свет система публичного телевещания, которая представляла собой альянс учебных заведений и телевидения страны. Образовательные программы транслировались по четырем телеканалам. Особую роль при этом играла программа обучения взрослых, которая предлагала вниманию старшего поколения курсы в различных областях бизнеса, науки и искусства.

2. Если распределить учебные заведения мира, занимающиеся дистанционным образованием, то номинации распределятся примерно так:

- Старейшими центрами дистанционного образования признаны национальный университет дистанционного образования в Испании и Балтийский университет, объединяющий десять стран балтийского региона со штаб-квартирой в Стокгольме;

- Самым крупным является Французский национальный центр дистанционного обучения. Масштабы его деятельности впечатляют: количество студентов — более 350 тысяч, пять тысяч преподавателей уже разработали более двух с половиной тысяч различных курсов. Помимо традиционных учебников, центр использует в своей деятельности, телевидение и Интернет;

- Самым авторитетным в настоящее время признан Пенсильванский университет. Его многолетний опыт в сфере дистанционного обучения даже применялся ЮНЕСКО при разработке системы виртуального университета.

3. В наши дни дистанционно образование получило широкое применение в сфере повышения квалификации работников крупных компаний. Например, компания IBM разработала для этих целей свою внутреннюю спутниковую обучающую сеть, на основе которой работает ее обучающий портал Learning@IBM Explorer. Другие компании (General Motors, J. C. Penny, Ford и т. д.) используют для этих целей корпоративные обучающие сети.

«Я не знаю, как там Запад…». Несколько занимательных фактов из истории дистанционного образования в России

1. С 1982 года в СССР начал свое вещание Четвертый образовательный канал, получивший впоследствии название «Российские университеты». Именно на этом канале впервые стали показывать первую детскую тематическую образовательную передачу «Детский час», которая с помощью веселого мультфильма обучала детей английскому языку. Позднее на базе этой передачи проводились видеоуроки немецкого и французского языков.

2. Днем рождения дистанционного образования в России считается 30.05.1997 года. Министерство образования России издало приказ № 1050, в соответствии с которым была создана сеть филиалов российских ВУЗов, использовавших при обучении студентов только дистанционное образование.

3. Эксперимент по внедрению в российских высших учебных заведениях получился настолько удачным, что в 2001-2002 годах количество студентов, обучающихся на дистанционной основе, значительно превысило количество их коллег-заочников.

Подводя итоги всему вышесказанному, можно выделить несколько причин постоянного роста популярности дистанционного обучения:

- дистанционное обучение позволяет исключить из семейного бюджета расходы на дорогу, проживание, питание и т. д., а также получать высшее образование без отрыва от семьи, работы, родных и любимого хобби;

- чем больше страна – тем популярнее в ней дистанционное образование. Такой вывод можно сделать на примере России или Украины, где зачастую выбор в пользу дистанционного образования делают студенты, проживающие в городах, расположенных на значительном удаленнии от центральных районов;

- практичность и гибкость обучения. Специалисты ВУЗов, практикующих дистанционное обучение, постоянно следят за появлением новых направлений в деятельности человека и оперативно внедряют что-то новое не только в образовательный процесс (новые курсы, лекции по вновь возникающим отраслям), но и в сами формы и методы дистанционного образования. Нынешнее дистанционное обучение ближе по своим характеристикам к «обучению по требованию», так как позволяет студентам не только самим формировать для себя образовательный процесс, но и общаться с преподавателями о том, что интересует самого обучаемого в данный момент времени.

14.11.2013
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.