Дистанционное обучение по требованию
Практика использования дистанционного (электронного) обучения сотрудников многими компаниями позволила выделить ряд ограничений, которые при использовании электронных курсов являются непреодолимыми.
Самыми распространенными из таких ограничений являются:
- длительность и сложность обучающих курсов прямо пропорциональна их завершаемости;
- онлайн-курсы не способны повышать компетентность сотрудников и углублять их навыки:
- отсутствие интерактивности и невозможность обсудить возникающие вопросы в режиме реального времени делает онлайн-обучение менее востребованным, чем постоянно развивающееся синхронное обучение (вебинары, онлайн конференции, и т.д.).
Интернет постоянно эволюционирует. В настоящее время широко распространен креативный подход к обучению с использованием постоянного взаимодействия пользователей друг с другом. Это случилось благодаря появлению различных социальных сетей, блогов, RSS-подписок, онлайн-веб-сервисов и прочего сопутствующего социально ориентированного программного обеспечения. Чтобы получить исчерпывающий ответ на интересующий вопрос, теперь совсем не обязательно тратить время на многочасовые учебные курсы. Современные возможности интернета вкупе с возросшими потребностями пользователей сформировали новый подход к электронному обучению — «обучение по требованию».
Отличительной особенностью «обучения по требованию» (learning on-demand) является свободный доступ сотрудников к обучению или требуемой информации (ссылки, методические указания, аудиокниги, видеоматериалы, документы, различные видеоматериалы и т.п.) в процессе выполнения работы, то есть, именно в тот момент времени, когда запрашиваемая информация наиболее актуальна и полученные сотрудником знания повышают эффективность выполнения работы. Однако, внедряя такой подход к обучению в своей компании, руководству не следует сбрасывать со счетов обычное (формальное) обучение (семинары, стажировки, конференции и т.д.). Совместив эти два вида обучения и предоставив сотрудникам самим решать, какой вид обучения выбрать в каждом конкретном случае, можно добиться более высоких результатов, чем отдавая предпочтение какому-то одному методу.
В настоящее время метод «обучения по требованию» получил широкое распространение среди крупных западных компаний. У каждой компании имеются свои особенности применения learning on demand. Одним из лучших на сегодняшний день считается «обучение по требованию» сотрудников компании IBM. Компания создала легкий в использовании учебный портал Learning@IBM Explorer, благодаря которому сотрудники имеют доступ практически ко всем обучающим ресурсам, применяемым компанией. С помощью страницы поиска любой сотрудник может отыскать нужную ему в данный момент рабочую информацию, пройти электронный курс обучения, составить заявку на очное обучение по группе каких-либо вопросов или отыскать сотрудника, который знает ответ на возникший в процессе работы вопрос.
Характерной особенностью обучающего портала IBM является так называемая «персонализация» запроса. При обработке любого запроса программа, учитывая должность сотрудника, время, которое он проработал на занимаемой должности, область интересов, сферу деятельности и другие параметры, подберет ту информацию, которая более подходит сотруднику в настоящее время.
В процессе «эволюции» обучающего портала IBM сформировались три принципа, на которых базируется его информационное наполнение:
1. Технологии.
Контент строго персонализирован. На портале используются множество инструментов Web 2.0 и технологии поиска. Все новинки программных приложений, позволяющие упростить пользование порталом или принести иную пользу при обучении сотрудников, всесторонне анализируются и внедряются среди пользователей.
2. Люди.
Каждому сотруднику компании предоставляется руководство пользователя порталом. Обучающая информация разработана таким образом, чтобы максимально отвечать потребностям персонала и соответствовать сразу нескольким целевым аудиториям компании.
3. Процессы.
Создание, управление и хранение информации, содержащейся на портале, строго структурировано. Вся информация разделена на 83 темы-портфолио. Для наблюдения за состоянием каждой из таких тем была создана специальная роль – «портфолио-менеджер». Эта роль не является должностью в прямом понимании этого понятия. Человек, будучи портфолио-менеджером, может выполнять и другие должностные обязанности. Это скорее признанный в данном портфолио эксперт-управляющий. Одной из обязанностей управляющего темой является мониторинг обращений сотрудников компании к информации, содержащейся в зоне его ответственности. По результатам мониторинга (анализируется, например, частота обращений сотрудников к тому или иному документу или материалу) менеджер перераспределяет информацию в строке поиска по популярности. Каждый управляющий заинтересован в том, чтобы зона именно его ответственности была наиболее востребована и полезна для компании. Такой заинтересованностью создатели портала добились того, что теперь контент отвечает самым изощренным запросам и потребностям любого сотрудника компании.
Другую немаловажную для обучающего портала роль играет эксперт обучения. Им может стать абсолютно любой сотрудник компании, независимо от занимаемой должности, подразделения, страны или обрабатываемого проекта. Главным критерием отбора в эксперты является уровень осведомленности не только о доступных ресурсах обучающего портала, но и о потребности своих коллег в тех или иных навыках, которые требуются им для получения наилучших результатов в своей работе. Кроме того, эксперт должен уметь оперативно связывать доступные ресурсы портала с потребностями сотрудников в обучении, возникающими в процессе работы.
Создавая вышеописанный портал, руководство компании не оставило без внимания формальное обучение сотрудников. Одним из ресурсов портала является система управления обучением (LMS). В данном приложении содержится информация о множестве курсов, тренингов, практикумов и других видов активного обучения. Информация о вновь созданных в компании элементах активного обучения анализируется, группируется по различным параметрам и становится доступна в общем поиске. С помощью этой системы любой сотрудник компании может не только ознакомится со списком курсов или практикумов по интересующему его вопросу, но и составить виртуальную заявку на участие в любом из них, не выходя из собственного кабинета.
Учитывая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
- грамотно сконструированный портал должен предоставлять своим пользователям быстрый доступ к различным обучающим ресурсам (памятки, методические указания, стандарты, нормы, положения, законодательные акты и т.д.), совместному опыту (блоги), многочисленным готовым учебным курсам, видеоурокам и формальному обучению;
- являясь своеобразным цементом, который скрепляет все «кирпичики» ресурсов обучения, портал должен показывать только важную информацию, которая является таковой для каждого подразделения компании. Самый быстрый и экономичным способ создания такой системы – использование готовой поисковой платформы, созданной как раз для таких целей. Одной из самых распространенных программ в данной области является Microsoft Sharepoint. Приложение имеет готовую процедуру идентификации пользователей и имеет высокую степень безопасности. Будучи связано с другими различными системами (например, системой управления персоналом и формальным обучением) и ресурсами обучения, доступными компании, это приложение довольно успешно справляется с персонализацией информации и другими возложенными на нее задачами.
11.11.2013
Выберите обучение
Высшее образование
|
Машиностроение. Транспорт |
|
Строительство. Архитектура |
Магистратура
Второе высшее
|
Строительство. Архитектура |
|
Машиностроение. Транспорт |
|
Спорт и спортивная практика |
|
Физическая культура и воспитание |
|
Теплоэнергетика и теплотехника |
Колледж
|
Педагогика дополнительного образования (в области технического творчества) |
|
Делопроизводство. Секретариат |
|
Жилищно-коммунальное хозяйство |
Профпереподготовка
Курсы
Профобучение
|
Машиностроение. Транспорт |
Дополнительная общеобразовательная программа