Что придет на смену модели Киркпатрика?

Что придет на смену модели Киркпатрика?

 

Все большее количество экспертов считают, что модель Киркпатрика устарела и не отвечает современным требованиям, предъявляемым к корпоративному обучению.

Методика оценки эффективности обучения, известная как модель Киркпатрика, базируется на четырех базовых уровнях оценки:

1. Реакция.

2. Усвоение.

3. Поведение.

4. Результат.

Более полувека эта модель остается, по сути, единственной практической реализацией оценки корпоративного обучения. Время от времени у нее появлялись конкуренты и претенденты на замещение ее места в арсенале инструментов, которые используют эксперты в сфере обучения. Но все тщетно – модель Киркпатрика переигрывала их всех.

Главным противоречием в модели является ее возраст. Во времена ее создания не было даже цветных телевизоров, что уж говорить о свободном доступе к информации. Учебные программы корпоративного обучения делали свои первые шаги и основывались исключительно на присутствии учеников и преподавателя в классной комнате.

В наше время образование - это непрерывный процесс, который длится в течение всей жизни человека. Обучение происходит на работе, вне работы, во время работы и помимо работы. В то же время оцениваем мы этот процесс, отталкиваясь от предпосылки, что получение знаний происходит строго в четырех стенах аудитории.

Дональд Киркпатрик до сих пор в своих интервью и публичных лекциях говорит о том, что основа любого обучения, это учебные мероприятия. Хотя известно, что формальные учебные мероприятия являются лишь частью процесса обучения.

Появление и развитие дистанционного образования стало решающим фактором в ревизии модели Киркпатрика. Процесс обучения в современных условиях состоит из трех взаимосвязанных частей:

1. Формальное обучение.

2. Неформальное обучение.

3. Социальное обучение.

Модель Киркпатрика применима лишь к формальному обучению, а неформальное и социальное остается за рамками ее оценки. Следовательно, задача современного экспертного сообщества состоит в разработке таких методик, которые смогут проанализировать и оценить оставшиеся две части процесса обучения. Казалось бы, при наличии современных вычислительных и аналитических возможностей на это не должно уйти много времени, но моделей оценки, адекватных по эффективности модели Киркпатрика до сих пор не создано.

В данной ситуации остается только одно – модификация классической модели под новые реалии. А именно:

Начинать нужно не с первого уровня – с Реакции, а перейти сразу к конечной цели – к повышению производительности труда и лояльности и уровню компетенции персонала. Хотя данная цель по своей природе и нематериальна, но если удастся создать адекватную модель измерения всех трех показателей обучения (социальная, неформальная, формальная) для обозначенного временного периода, то можно вывести функциональную зависимость между производительностью труда и лояльностью персонала и процессом корпоративного обучения. Причем эта взаимосвязь не дискретна, а непрерывна.

Основная сложность в такой модели состоит в разработке параметров, описывающих ответную реакцию производительности и лояльности персонала на социальное обучение. Нужно обозначить функциональную зависимость этих явлений с такими количественными и качественными показателями, как:

· время, проведенное в Интернете;

· личный вклад работника в работу сетевой группы;

· возможность получения доступа в социальную сеть;

· распространенность и разветвленность соцсети;

· рейтинги;

· существующие субъективные и объективные оценки и т. д.

Здесь перечислены только базовые оценки методики социального взаимодействия. В каждом конкретном случае для неформального и формального обучения прочие параметры будут дополняться за счет правильно настроенного механизма обратной связи.

Таким образом, появляется сводный показатель, показывающий влияние всех трех форматов обучения (социальный, неформальный, формальный) на производительность и лояльность. Сочетание этих форматов приведет к улучшению компетентности, сетевого взаимодействия и стиля работы.

Пока не появились новые модели оценки эффективности процессов корпоративного обучения, такая модификация старой доброй модели Киркпатрика сможет помочь специалистам по профессиональной подготовке.

 

10.09.2013
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.