Трехмерные виртуальные миры – новый тренд в корпоративном обучении
Трехмерные миры, их еще часто называют виртуальными мирами, довольно новая технология. Онлайн обучение постепенно смещает акцент от двухмерной структуры, где информация представлена асинхронно в виде текстов, картинок, языкового выражения к трехмерной, которая интерактивно функционирует в реальном времени, учитывая местоположение участника.
Чтобы было более понятно, приведем простой пример. Предположим, в книжный интернет-магазин одновременно вошли два посетителя. Они ищут одну и ту же книгу, читают одни и те же отзывы, но они не вместе, так как сеть пока действует как асинхронное, не прозрачное пространство. А в виртуальном мире, находясь в одном виртуальном интернет-магазине они могут пообщаться в реальном времени, обсудить достоинства и недостатки интересующей их книги. Согласитесь, что разница колоссальная.
Некоторые специалисты используют виртуальную среду в корпоративном обучении как замену аудиторного образования или в качестве вспомогательного инструмента при традиционном стиле обучения. В качестве первоначального этапа это неплохо. Но дальнейшее внедрение данной технологии в учебный процесс требует новых подходов и в контенте, и в способах подачи материалов.
Новые возможности
Новые технологии Интернет-приложений практически идеально подходят под новые методы обучения, разработанные психологами и физиологами. Исследования показали, что один из главных факторов, присущих трехмерным средам – увлекательность напрямую коррелирует со временем взаимодействия ученика с учебным материалом и с теми результатами, которых он достигает. Эффект погружения в виртуальную среду при изучении различных дисциплин действует более эффективно, поскольку в данном случае объем информации, полученный учащимся за единицу времени больше, чем в двухмерной среде.
Виртуальные миры настолько захватывают учащихся, что те могут потерять чувство времени и действительную ориентацию в пространстве. Это соответствует «потоковому» состоянию сознания, когда внимание полностью концентрируется на изучаемом предмете, не реагируя на внешние раздражители. Данный эффект характеризуется увеличенной эффективностью усвоения учебного материала.
Креативность без границ
Виртуальные трехмерные миры предоставляют возможность учащимся реализовать совместную работу при их географической рассредоточенности. Этот фактор привлекателен для организаций в плане сокращения затрат на обучение персонала и заметный рост возврата инвестиций.
Применение технологий реализации трехмерной среды ограничено лишь креативностью разработчиков учебных курсов. В технических дисциплинах можно использовать 3Dсимуляторы для любых объектов – от самолетов и подводных лодок до синтеза многомерных химических соединений. В гуманитарных областях знаний возможности виртуальных миров также поражают. При попадании, например, на японский сайт в «двухмерной» реализации, где информация в основном представлена в виде текстов, Вы натыкаетесь на «стену» незнания японского языка. Другая ситуация при реализации сайта о Японии в трехмерной среде. Хотя языковой барьер также присутствует, здесь можно общаться с посетителями сайта, прочувствовать культуру этой страны, виртуально посетить музеи, храмы, концертные залы, словом, получить большой объем информации об этой стране.
За счет усвоения гораздо большего объема информации из трехмерной среды по сравнению с реальностью, люди посвящают этому гораздо больше времени, чем при очной форме обучения.
И еще одна важная деталь, обуславливающая популярность трехмерных виртуальных миров. Тяга к знаниям и получению новой информации присуща всем возрастам. Тем более, когда подача знаний заключена в увлекательную, красочную оболочку виртуальных миров.
Преимущества трехмерных миров
Часто трехмерные миры рассматривают только как игровую среду. Интересные и красочно оформленные игры могут значительно повысить мотивацию учащихся. Отчасти это верно, но только игровыми ситуациями виртуальная среда не ограничивается. Она имеет высокий потенциал для разработки новых технологий в корпоративном обучении. Вот несколько уникальных возможностей виртуальных миров:
· высокая мобильность и доступность из любой точки земного шара;
· многоканальность приема и передачи информации, высокая концентрация передаваемых данных;
· финансовая доступность аппаратного и программного обеспечения;
· реализация трехмерной среды поднимает планку креативности для учащихся, заставляет их развивать в себе творческие способности;
· виртуальные миры по своей сути наиболее приспособлены для инновационного, креативного обучения.
Опыт показывает, что обучение в трехмерных виртуальных мирах раскрепощает самых застенчивых учеников, они становятся активными, задают больше вопросов и чувствуют себя комфортнее, чем при традиционных методах обучения.
Недостатки и ограничения трехмерных миров
Сложность в разработке и применении виртуальной среды накладывает ряд ограничений на эти продукты. Некоторые из этих ограничений:
· преподаватели должны иметь соответствующую компетенцию в реализации всех возможностей, которые предоставляет данная платформа;
· качество графики является одним из критичных факторов и определяет, насколько реалистично будет представлено изображение в приложении;
· придется пересмотреть принципы построения обратной связи с учащимися и методику оценивания результатов, по сравнению с обычными учебными средами;
· необходимо технически подготовить учащихся к работе с виртуальными средами, поскольку не все имеют соответствующий игровой опыт и могут потерять интерес к сложному методу обучения;
· в случае использования смешанного обучения, необходимо четко разграничить виды учебы, ибо в противном случае ученики могут слишком глубоко погрузиться в виртуальную среду в ущерб основной цели обучения;
· на первый план выходят требования безопасности при работе в сети, поскольку вирусные атаки или просто неаккуратные действия пользователей могут надолго парализовать работу онлайн курсов;
· если принято решение самостоятельно разрабатывать учебные курсы в трехмерной среде, нужно иметь в виду, что для этого понадобится команда высококвалифицированных специалистов – программистов, художников, аниматоров, педагогов, инженеров и т. д.;
· необходимо следить за поведением учащихся в виртуальной среде – некоторые из них могут излишне увлечься красочной оболочкой платформы в ущерб учебному содержанию курса.
Все эти проблемы вполне разрешимы и могут решаться как на уровне разработки 3D учебных проектов, так и в процессе их внедрения и сопровождения.
Перспективы 3D обучения
Технология создания трехмерных сред еще достаточно молодая. Пока не определены стандартные требования по унификации программных продуктов. В настоящее время нельзя использовать один аватар для навигации в нескольких виртуальных средах даже от одного разработчика. Ближайшая перспектива в развитии 3D технологий – появление новой прозрачной, «бесшовной» трехмерной среды.
Все активнее 3D обучающие инструменты будут внедряться в силовые ведомства. Такие компании как Defense Acquisition University и National Defense University уже применяют эти технологии в своих разработках. Начало этому было положено появлением программ обучения военнослужащих иностранным языкам.
Хорошие перспективы у 3D обучения в государственных учреждениях. Уже запущен прототип EDGE (Enhanced Dynamic Geo-Social Environment) – система обучения, включающая симуляторы и элементы различных обучающих игр именно для госслужащих.