Мотивация в дистанционном образовании. Часть вторая. Практические примеры реализации модели Келлера.

Мотивация в дистанционном образовании. Часть вторая.

 

Модель Келлера подтвердила свою эффективность применением во многих электронных курсах по всему миру. Специалисты дистанционного обучения весьма лестно отзываются об этом методе повышения мотивации учащихся – а, следовательно, и об эффективности онлайн обучения в комплексе. Чтобы не быть голословным, рассмотрим практические примеры применения модели Келлера («внимание, значимость, уверенность, удовлетворение»).

Внимание

Привлечь внимание участника к предмету, пробудить интерес к обучению поможет постановка глобальных целей. Сформулируем подобную цель для электронного курса, в котором проходит обучение по управлению интернет-проектами:

«После обучения Вы сможете управлять интернет-проектом в течение его жизненного срока. Вы научитесь планировать и расставлять в проекте целевые показатели. Вы будете грамотно координировать действия своей виртуальной команды, анализировать ход процесса в зависимости от изменения основных параметров и корректировать его, расставляя приоритеты и управляя ими. Вы научитесь принимать правильные решения в условиях дефицита времени и в стрессовых ситуациях. Ваши действия будут залогом успешного завершения проекта с четким выполнением всех запланированных показателей».

Это действительно амбиционная цель, которая бросает вызов участнику и в то же время обещает заманчивые перспективы в профессиональной деятельности.

Следующий прием для привлечения внимания – разрыв шаблона. С его помощью можно удивить ученика, «зацепить» его неординарным подходом к тому или иному вопросу. Например, заставить в корне пересмотреть заученные ранее «аксиомы» или подойти к их решению с другой, желательно парадоксальной стороны. В продолжение нашего электронного курса, зададим слушателю вопрос:

«Будет ли у проекта реальный успех при успешном управлении этим проектом?»

Ответ, лежащий на поверхности – «да», но это ошибочный ответ. Только успешного управления в нашей ситуации уже недостаточно. При рыночных отношениях на первое место выходит коммерческая составляющая при реализации любого проекта. В нашем примере успех можно оценить только через определенное время по его завершении. И если управление проектом было сверхуспешным, а сам проект оказался невостребованным на рынке, ни о каком успехе, естественно, не может быть и речи.

Еще один прием, обеспечивающий удержание внимания слушателя, является разбивка курса на модули. Число модулей равно числу конкретных и логически законченных целей, которые можно вычленить из общего материала.

Можно и нужно чаще делать «смену декораций». Смена заданий и способов подачи учебных материалов разгонит скуку и привлечет внимание учащихся. Использование юмора, ролевых игр, интерактивных презентаций и прочих нововведений сделают учебный курс гораздо привлекательней для слушателей.

Значимость

Материал курса для слушателя будет значим лишь в том случае, если он отвечает его надеждам и потребностям. А потребности у каждого разные. Одним нужен лишь сертификат об окончании курса, другие хотят повысить свою квалификацию, третьи пытаются соотнести накопленный опыт с теоретическими знаниями, а четвертым необходимо структурировать практические навыки. Если человеку нужно приобрести новые навыки управления интернет-объектами, он будет охотно выполнять интерактивные задания в практической плоскости, поскольку это напрямую связано с целью его обучения.

Если в содержание курса включить примеры, взятые из жизненных ситуаций, и подать их ярко, на грани фола, значимость обучения можно повысить. Например, одна из компаний создала обучающий курс для стюардесс, в котором специально показаны преувеличенные катастрофические последствия нарушений обязательных процедур. Участники такого тренинга будут осознавать, что халатность при выполнении своих обязанностей может граничить с преступлением.

Необходимо теоретический материал подкреплять практическими занятиями с решением конкретных примеров. В конце модуля, после раскрытия темы, можно предложить слушателям решить сложную задачу, где им придется применить усвоенные из теоретической части знания. В этом случае, помимо приобретения практических навыков, слушатели гораздо глубже смогут понять изучаемый материал.

И самый главным фактором, влияющим на осознание значимости обучения, является видимая взаимосвязь процесса получения знаний с развитием личностной карьеры. Людям нужно показать не только те перспективы, которые они получат после обучения, но и то, что именно они упустят, если откажутся от учебы. В нашем примере, слушателю надо показать, что после окончания курса по управлению интернет-проектами, он сможет сдать экзамен на присвоение ему квалификационного звания по управлению проектами в глобальной сети в одном их лучших университетов мира. Это сможет вывести его на совершенно новый уровень не только в профессиональном плане, но и качественно улучшит все жизненные показатели слушателя.

Уверенность

Слушатель должен сам контролировать все этапы своего обучения. Он должен осознавать, что успех в обучении зависит в первую очередь от его усилий, от его отношения к учебе. Если он самостоятельно спланирует свой график занятий, задействует необходимые средства контроля над процессом и самостоятельно поставит перед собой другие, столь же амбиционные цели, это придаст ему уверенность в собственных силах и повысит мотивацию.

Важно дать понять обучаемому, что есть люди, которых интересуют его результаты, что они контролируют весь процесс обучения и отслеживают все его успехи и неудачи. Таким человеком в дистанционном образовании является тьютор. Он должен вести учащегося с первого дня и до получения сертификата об окончании обучения. Он должен быть в курсе всего, что происходит с учеником, поощрять его успехи и мотивировать в случае плохого отношения к учебе.

Мгновенная обратная связь также повышает мотивацию, дает ученику уверенность, что в любой момент ему на помощь придут опытные преподаватели и помогут в решении любой учебной проблемы. Обратную связь, как положительную (похвала за правильное решение, например), так и отрицательную (сообщение об ошибочном решении задачи), желательно подавать в неформальном ключе, делать ее адресной и обязательно поддерживающей:

«Совершенно верно! Вы дали правильный ответ. Он показывает, что Вы отлично усвоили данную тему и творчески подошли к выполнению задания. Можете смело переходить к изучению следующего модуля».

Один из важнейших факторов, оказывающий влияние на мотивацию – оценка знаний учащихся. Ученики должны изначально знать о правилах игры в построении взаимоотношений с руководством, уровню предъявляемых требований и критериям оценки результатов. Например, о том, что сертификат об окончании обучения будет выдаваться только за результат не ниже 75%, учеников нужно оповестить до проведения итогового тестирования.

Удовлетворение

Удовлетворенность полученными успешными результатами на промежуточных этапах мотивирует учащегося на продолжение учебы. Помогают этому и действия тьютора, который следил за действиями ученика и поддерживал его словом и делом.

Поощрения слушателя, такие как похвала электронного эксперта за правильное решение сложной задачи, присуждение определенных привилегий или выражение благодарности за отношение к учебе от тьютора, также повышают мотивацию. В одном онлайн курсе, например, при наборе максимально возможного количества баллов, на экране монитора появляется емкость с золотыми монетами, которые высыпаются оттуда с характерным мелодичным звоном. При опросе пользователи отметили, что это зрелище их забавляет и мотивирует к набору максимальных баллов для повторного прослушивания звона рассыпающихся монет.

Необходимо поддерживать в учебной группе соревновательный дух. Ученик соотносит свои результаты с показателями «одноклассников» и старается, как минимум не отставать от лучших. А если об его успехах узнают все участники группы, мотивация закрепиться на достигнутом уровне и продвинуться далее, повышается.

Выводы

Дистанционный учебный курс должен быть с одной стороны содержательным, а с другой – интересным и легким для усвоения. Как добиться этого? Нужно выполнить всего два условия:

1. Оптимизировать учебный материал под специфику электронного обучения.

2. Внедрить четыре фактора повышения мотивации учащихся согласно модели Келлера («внимание, значимость, уверенность, удовлетворение»).

 

 

05.08.2013
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.