Мотивация в дистанционном образовании. Часть первая. Модель Келлера.
Что должно быть обязательно в онлайн проектах дистанционного образования
Нередко дистанционные онлайн курсы практически не отличаются от традиционного учебника или конспекта. Идя по пути наименьшего сопротивления, разработчики, не мудрствуя лукаво, просто берут первый попавшийся программный шаблон и вставляют в него отсканированные материалы из того же учебника, конспекта и семинара.
В более «продвинутых» курсах (в основном в корпоративном сегменте), в подобную программную «рыбу» засовывают видеолекции или видеотренинги.
В обоих случаях эффективность обучающих курсов стремится к нулю, поскольку в процессе такого обучения нет невербального общения между учителем и учеником, из-за чего теряется часть ценной информации, пропадает драйв в поведении слушателей. Им приходится по несколько часов смотреть и слушать скучные лекции, интерес к которым пропадает буквально через несколько минут после начала.
Не учитывается и физиология восприятия информации человеком. Как показали исследования, чтение со страницы книги сильно отличается от чтения с экрана монитора. Подавляющее большинство людей при чтении с монитора сканируют текст кусками, а не прочитывают слово за словом. Да и скорость чтения с дисплея медленнее на четверть, чем с листа. Часто возникает эффект «засыпания», особенно при чтении сложных для понимания текстов, когда взгляд буквально «сползает» с экрана, а внимание при этом рассеивается. Поэтому грамотный электронный текст должен иметь вдвое меньше слов, чем его реальная версия. А сам текст необходимо оптимизировать под чтение на мониторах.
Такую оптимизацию можно встретить нечасто. Отсутствие знаний, нехватка времени или финансирования или какая-то другая причина здесь задействована, трудно судить. Но факт остается фактом – слушатель воспринимает такие обучающие курсы негативно.
Есть и другая проблема, которая присутствует в электронных курсах некомпетентных разработчиков. Это отсутствие в них мотивации к процессу обучения. Одно дело, когда в аудиторию входит человек с учебником и общей тетрадью для конспектирования. Внутренне он настроен на обучение. За долгие годы учебы в школе и в институте он приобрел внутренние механизмы, которые выстраивают в его психике целевую программу получения новых знаний. Любую тему лекции он воспринимает только как информацию для анализа и запоминания.
Совсем другое дело, когда человек садится за компьютер. Большинство из нас используют его для общения в соцсетях, для игр или посещения развлекательных сайтов. Сайты оформлены ярко, снабжены анимацией, а контент может состоять из различных шрифтов и быть очень легким для понимания. Наше медиа-окружение также становится все более дискретным: короткие сюжеты, динамичные клипы, рекламные ролики длительностью в несколько секунд. Человек постепенно привыкает к дискретной подаче информации, когда осмысливать ее он не успевает, да и осмысливать в большинстве случаев там нечего. А теперь представьте, что на экране компьютера серьезный текст, объемом в несколько страниц, который нужно прочитать, осмыслить и на его основе выполнить практическое задание. И все это нужно сделать самостоятельно и к определенному сроку. Нет «надсмотрщика», никто не контролирует и не мотивирует. Совершенно новые условия для обучения! Ученику необходимо время для привыкания к такому образу жизни, а разработчики учебных курсов должны помочь ему в этом. И единственный способ для этого – предложить ему мотивацию, которая будет поддерживать его в течение всего срока обучения.
Мотивация в дистанционном образовании. Часть первая. Модель Келлера.
Эксперт из США в области обучающих систем Джон Келлер разработал модель, которая повышает мотивацию учеников к процессу обучения. Он назвал ее ARCS, по заглавным буквам входящих в нее компонентов: Аttention – внимание, Relevance – значимость, Confidence – уверенность, Satisfaction – удовлетворение.
Смысл ARCS заключается в последовательности действий: первым делом захватить внимание ученика, потом сделать так, чтобы он поверил в значимость процесса обучения, вселить в него уверенность в собственных силах и в заключение добиться удовлетворения полученными результатами. Модель Келлера действительно работает. Согласно исследованиям, через один год после внедрения данной технологии вдвое уменьшилось число учеников, прекративших обучение – 22% против 44%.
При электронном обучении компоненты модели ARCS претерпевают некоторые изменения по сравнению с традиционными методами, поэтому остановимся на каждом из них более подробно.
Внимание
Привлечь внимание ученика к учебному курсу – первый и самый важный шаг. Причем, недостаточно сделать это на первоначальном этапе обучения. Мотивировать необходимо в течение всего срока обучения, вплоть до сдачи итоговых экзаменов. По сообщениям западных источников, большая доля учащихся слушают все лекции, сдают все промежуточные экзамены, но на сертификационный экзамен, после которого выдают документ о получении образования, почему-то не являются. Видимо, одна из причин этого – отсутствие должной мотивации.
Уберечь слушателя от скуки на протяжении всего курса поможет различная форма представления контента. Компьютерные технологии сейчас предлагают большой набор инструментов, которые смогут разнообразить простой печатный текст или монотонные видеолекции: красочно оформленные сайты с всплывающими окнами, подкасты, анимация, интерактивная подача материала, игровые элементы, симуляторы и т. д.
Очень важна и методика подачи материала, особенно если он сложный для восприятия и усвоения. Необходимо отойти от стандартного изложения, снабдить его необычными, даже парадоксальными идеями. Включение в тело лекции интересных отступлений, юмористических вставок (анекдотов, забавных историй) также заставит слушателей не отвлекаться и избавит их от эффекта «засыпания», что только усилит их мотивацию.
Значимость
Внимание штука не постоянная. Постоянно быть внимательным не получится даже у самого прилежного ученика. Особенно если информация, которую он получает, является чисто теоретической, не имеющая практической ценности конкретно для данного учащегося. И здесь мы переходим ко второму компоненту повышения мотивации – придание значимости излагаемого курса обучения. Перечисление отвлеченных свойств и длиннющее определение предмета обучения может только навевать скуку, но никак не мотивировать человека. Если теория настолько далека от практических навыков, что полученные знания улетучиваются уже через несколько дней, значит подача материала в корне не верна!
Ученик в процессе обучения постоянно оценивает полученные знания с прикидкой на свои практические потребности. Одна чистая теория «мертва» в дистанционном, как и в любом другом, обучении. Поэтому она обязательно должна дополняться практическими знаниями и занятиями. К тому же необходимо включать в учебный курс алгоритмы последовательных действий, которые смогут привести к конкретному результату не в отдаленной перспективе, а буквально «мгновенно», в том же месте и в тот же час.
Уверенность
Следующий способ – придание ученику уверенности в собственных силах. У него не должно быть никаких сомнений, что он сможет усвоить учебный курс и получить качественные знания, которые ему непременно пригодятся в профессиональной деятельности. Для этого необходимо постоянно предлагать учащемуся закрепить эту уверенность на промежуточных этапах обучения. После объяснения материала пусть ответит на контрольные вопросы, даст решение задачи. Если материал сложный – ввести подсказки, дать несколько попыток для ответа. Не следует давать задания, которые выходят за рамки материала курса или имеют спорные (неоднозначные) решения.
Удовлетворение
Чем ближе выпускные экзамены, тем ниже уровень мотивации ученика. Перечисленные выше факторы – привлечение внимания, придание значимости и уверенности, начинают сдавать свои позиции. Это объяснимо, поскольку накапливается усталость за долгий срок обучения, большой объем информации требует осмысления и первичного анализа. Начинают возникать сомнения – а так ли уж нужен мне этот курс? Пригодятся ли мне полученные знания? Изменят ли они мою жизнь в лучшую сторону?
Если появились такие признаки, значит, пришло время внедрять четвертый способ повышения мотивации – удовлетворение обучаемого. В первую очередь, необходимо представить полученные результаты, как соответствующие тем ожиданиям ученика, какие он представлял себе в начале обучения. Далее, нужно показать ему положительные изменения в его жизни, полученные в процессе обучения. Ну и не стоит забывать о таких простых «мотиваторах», как высокие оценки, поощрения, похвала за выполненные задания, поздравления об окончании очередного этапа обучения и т. д.
04.08.2013
Выберите обучение
Высшее образование
|
Машиностроение. Транспорт |
|
Строительство. Архитектура |
Магистратура
Второе высшее
|
Строительство. Архитектура |
|
Машиностроение. Транспорт |
|
Спорт и спортивная практика |
|
Физическая культура и воспитание |
|
Теплоэнергетика и теплотехника |
Колледж
|
Педагогика дополнительного образования (в области технического творчества) |
|
Делопроизводство. Секретариат |
|
Жилищно-коммунальное хозяйство |
Профпереподготовка
Курсы
Профобучение
|
Машиностроение. Транспорт |
Дополнительная общеобразовательная программа