Высшее образование Второе высшее Магистратура Профпереподготовка
Бухгалтерский учет Безопасность Делопроизводство. Секретариат Гос. управление Госзакупки Дизайн Директорские курсы Журналистика Имидж и стиль История Компьютеры. ИТ Администрирование Красота и здоровье Культура. Искусство Лингвистика Логистика Складская логистика Логистика закупок Транспортное обеспечение логистики Маркетинг. Реклама. PR Интернет-маркетинг Машиностроение. Транспорт Медицина. Фармация Международные отношения Менеджмент Нефтегазовая промышленность Политология Продажи Продукты питания Психология Психотерапия и психологическое консультирование Психолого-Педагогическое Коррекционная педагогика и психология Логопедия и детская речь Общая дефектология Общая педагогика и психология Педагогика и методика дополнительного образования Педагогика и методика начального образования Cоциальная психология и социальная работа Теория и методика дошкольного образования Предметная подготовка учителей Регионоведение Сельское хозяйство Сервис. Туризм Социальная работа Социология Строительство. Архитектура Электроэнергетика и электротехника Автоматизация в строительстве Изыскания и горное дело Инженерные системы Проектирование Строительный контроль и надзор Оценка и экспертиза Жилищно-коммунальное хозяйство Охрана труда Метрология Спорт и спортивная практика Теплоэнергетика и теплотехника Торговля. Розница Управление персоналом Управление производством Физическая культура и воспитание Финансы. Экономика Экология Экспертиза и оценка Электроника Электроэнергетика и электротехника Юриспруденция Химия
Повышение квалификации
Бухгалтерский учет Безопасность Делопроизводство. Секретариат Гос. управление Дизайн Журналистика История Компьютеры. ИТ Академия Cisco Программирование Сетевые технологии Красота и здоровье Культура. Искусство Лингвистика Логистика Складская логистика Логистика закупок Транспортное обеспечение логистики Маркетинг. Реклама. PR Интернет-маркетинг Медицина. Фармация Международные отношения Менеджмент Политология Продукты питания Психология Психотерапия и психологическое консультирование Психолого-Педагогическое Коррекционная педагогика и психология Логопедия и детская речь Менеджмент в социальной сфере Общая дефектология Общая педагогика и психология Педагогика и методика дополнительного образования Педагогика и методика начального образования Педагогика одаренности и развития способностей Cоциальная психология и социальная работа Теория и методика дошкольного образования Предметная подготовка учителей Регионоведение Сельское хозяйство Сервис. Туризм Социология Строительство. Архитектура Электроэнергетика и электротехника Проектирование Пожарная безопасность Охрана труда Спорт и спортивная практика Теплоэнергетика и теплотехника Управление персоналом Управление производством Физическая культура и воспитание Финансы. Экономика Электроэнергетика и электротехника Юриспруденция Сенсорика
Колледж
Бухгалтерский учет Делопроизводство. Секретариат Дизайн Компьютеры. ИТ Логистика Маркетинг. Реклама. PR Менеджмент Продажи Психолого-Педагогическое Коррекционная педагогика и психология Педагогика и методика начального образования Теория и методика дошкольного образования Педагогика дополнительного образования (ИЗО и ДПИ) Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности) Делопроизводство. Секретариат Педагогика дополнительного образования (в области физкультурно-оздоровительной деятельности) Педагогика дополнительного образования (в области сценической деятельности) Педагогика дополнительного образования (в области эколого-биологической деятельности) Сельское хозяйство Ландшафтный дизайн Сервис. Туризм Социальная работа Строительство. Архитектура Торговля. Розница Финансы. Экономика Электроэнергетика и электротехника Юриспруденция Коррекционная педагогика в начальном образовании Педагогика дополнительного образования (в области технического творчества)
Дополнительная общеобразовательная программа Профобучение

Мотивация в дистанционном образовании. Часть первая. Модель Келлера.

Мотивация в дистанционном образовании. Часть первая. Модель Келлера.

 

Что должно быть обязательно в онлайн проектах дистанционного образования

Нередко дистанционные онлайн курсы практически не отличаются от традиционного учебника или конспекта. Идя по пути наименьшего сопротивления, разработчики, не мудрствуя лукаво, просто берут первый попавшийся программный шаблон и вставляют в него отсканированные материалы из того же учебника, конспекта и семинара.

В более «продвинутых» курсах (в основном в корпоративном сегменте), в подобную программную «рыбу» засовывают видеолекции или видеотренинги.

В обоих случаях эффективность обучающих курсов стремится к нулю, поскольку в процессе такого обучения нет невербального общения между учителем и учеником, из-за чего теряется часть ценной информации, пропадает драйв в поведении слушателей. Им приходится по несколько часов смотреть и слушать скучные лекции, интерес к которым пропадает буквально через несколько минут после начала.

Не учитывается и физиология восприятия информации человеком. Как показали исследования, чтение со страницы книги сильно отличается от чтения с экрана монитора. Подавляющее большинство людей при чтении с монитора сканируют текст кусками, а не прочитывают слово за словом. Да и скорость чтения с дисплея медленнее на четверть, чем с листа. Часто возникает эффект «засыпания», особенно при чтении сложных для понимания текстов, когда взгляд буквально «сползает» с экрана, а внимание при этом рассеивается. Поэтому грамотный электронный текст должен иметь вдвое меньше слов, чем его реальная версия. А сам текст необходимо оптимизировать под чтение на мониторах.

Такую оптимизацию можно встретить нечасто. Отсутствие знаний, нехватка времени или финансирования или какая-то другая причина здесь задействована, трудно судить. Но факт остается фактом – слушатель воспринимает такие обучающие курсы негативно.

Есть и другая проблема, которая присутствует в электронных курсах некомпетентных разработчиков. Это отсутствие в них мотивации к процессу обучения. Одно дело, когда в аудиторию входит человек с учебником и общей тетрадью для конспектирования. Внутренне он настроен на обучение. За долгие годы учебы в школе и в институте он приобрел внутренние механизмы, которые выстраивают в его психике целевую программу получения новых знаний. Любую тему лекции он воспринимает только как информацию для анализа и запоминания.

Совсем другое дело, когда человек садится за компьютер. Большинство из нас используют его для общения в соцсетях, для игр или посещения развлекательных сайтов. Сайты оформлены ярко, снабжены анимацией, а контент может состоять из различных шрифтов и быть очень легким для понимания. Наше медиа-окружение также становится все более дискретным: короткие сюжеты, динамичные клипы, рекламные ролики длительностью в несколько секунд. Человек постепенно привыкает к дискретной подаче информации, когда осмысливать ее он не успевает, да и осмысливать в большинстве случаев там нечего. А теперь представьте, что на экране компьютера серьезный текст, объемом в несколько страниц, который нужно прочитать, осмыслить и на его основе выполнить практическое задание. И все это нужно сделать самостоятельно и к определенному сроку. Нет «надсмотрщика», никто не контролирует и не мотивирует. Совершенно новые условия для обучения! Ученику необходимо время для привыкания к такому образу жизни, а разработчики учебных курсов должны помочь ему в этом. И единственный способ для этого – предложить ему мотивацию, которая будет поддерживать его в течение всего срока обучения.

Мотивация по модели Келлера

Эксперт из США в области обучающих систем Джон Келлер разработал модель, которая повышает мотивацию учеников к процессу обучения. Он назвал ее ARCS, по заглавным буквам входящих в нее компонентов: Аttention – внимание, Relevance – значимость, Confidence – уверенность, Satisfaction – удовлетворение.

Смысл ARCS заключается в последовательности действий: первым делом захватить внимание ученика, потом сделать так, чтобы он поверил в значимость процесса обучения, вселить в него уверенность в собственных силах и в заключение добиться удовлетворения полученными результатами. Модель Келлера действительно работает. Согласно исследованиям, через один год после внедрения данной технологии вдвое уменьшилось число учеников, прекративших обучение – 22% против 44%.

При электронном обучении компоненты модели ARCS претерпевают некоторые изменения по сравнению с традиционными методами, поэтому остановимся на каждом из них более подробно.

Внимание

Привлечь внимание ученика к учебному курсу – первый и самый важный шаг. Причем, недостаточно сделать это на первоначальном этапе обучения. Мотивировать необходимо в течение всего срока обучения, вплоть до сдачи итоговых экзаменов. По сообщениям западных источников, большая доля учащихся слушают все лекции, сдают все промежуточные экзамены, но на сертификационный экзамен, после которого выдают документ о получении образования, почему-то не являются. Видимо, одна из причин этого – отсутствие должной мотивации.

Уберечь слушателя от скуки на протяжении всего курса поможет различная форма представления контента. Компьютерные технологии сейчас предлагают большой набор инструментов, которые смогут разнообразить простой печатный текст или монотонные видеолекции: красочно оформленные сайты с всплывающими окнами, подкасты, анимация, интерактивная подача материала, игровые элементы, симуляторы и т. д.

Очень важна и методика подачи материала, особенно если он сложный для восприятия и усвоения. Необходимо отойти от стандартного изложения, снабдить его необычными, даже парадоксальными идеями. Включение в тело лекции интересных отступлений, юмористических вставок (анекдотов, забавных историй) также заставит слушателей не отвлекаться и избавит их от эффекта «засыпания», что только усилит их мотивацию.

Значимость

Внимание штука не постоянная. Постоянно быть внимательным не получится даже у самого прилежного ученика. Особенно если информация, которую он получает, является чисто теоретической, не имеющая практической ценности конкретно для данного учащегося. И здесь мы переходим ко второму компоненту повышения мотивации – придание значимости излагаемого курса обучения. Перечисление отвлеченных свойств и длиннющее определение предмета обучения может только навевать скуку, но никак не мотивировать человека. Если теория настолько далека от практических навыков, что полученные знания улетучиваются уже через несколько дней, значит подача материала в корне не верна!

Ученик в процессе обучения постоянно оценивает полученные знания с прикидкой на свои практические потребности. Одна чистая теория «мертва» в дистанционном, как и в любом другом, обучении. Поэтому она обязательно должна дополняться практическими знаниями и занятиями. К тому же необходимо включать в учебный курс алгоритмы последовательных действий, которые смогут привести к конкретному результату не в отдаленной перспективе, а буквально «мгновенно», в том же месте и в тот же час.

Уверенность

Следующий способ – придание ученику уверенности в собственных силах. У него не должно быть никаких сомнений, что он сможет усвоить учебный курс и получить качественные знания, которые ему непременно пригодятся в профессиональной деятельности. Для этого необходимо постоянно предлагать учащемуся закрепить эту уверенность на промежуточных этапах обучения. После объяснения материала пусть ответит на контрольные вопросы, даст решение задачи. Если материал сложный – ввести подсказки, дать несколько попыток для ответа. Не следует давать задания, которые выходят за рамки материала курса или имеют спорные (неоднозначные) решения.

Удовлетворение

Чем ближе выпускные экзамены, тем ниже уровень мотивации ученика. Перечисленные выше факторы – привлечение внимания, придание значимости и уверенности, начинают сдавать свои позиции. Это объяснимо, поскольку накапливается усталость за долгий срок обучения, большой объем информации требует осмысления и первичного анализа. Начинают возникать сомнения – а так ли уж нужен мне этот курс? Пригодятся ли мне полученные знания? Изменят ли они мою жизнь в лучшую сторону?

Если появились такие признаки, значит, пришло время внедрять четвертый способ повышения мотивации – удовлетворение обучаемого. В первую очередь, необходимо представить полученные результаты, как соответствующие тем ожиданиям ученика, какие он представлял себе в начале обучения. Далее, нужно показать ему положительные изменения в его жизни, полученные в процессе обучения. Ну и не стоит забывать о таких простых «мотиваторах», как высокие оценки, поощрения, похвала за выполненные задания, поздравления об окончании очередного этапа обучения и т. д.

 

04.08.2013
Разрешается перепечатка материалов при размещении гиперссылки на https://bakalavr-magistr.ru

Выберите обучение

Высшее образование

Финансы. Экономика
Бухгалтерский учет
Маркетинг. Реклама. PR
Сервис. Туризм
Менеджмент
Компьютеры. ИТ
Юриспруденция
Радиосвязь. Радиотехника
Гос. управление
Электроника
Психология
Безопасность
Управление персоналом
Физическая культура и воспитание
Психолого-Педагогическое
Логистика
Строительство. Архитектура
Таможенное дело
Теплоэнергетика и теплотехника
Управление производством
Журналистика
Экология
Машиностроение. Транспорт
Электроэнергетика и электротехника
Культура. Искусство
Лингвистика
Спорт и спортивная практика
Дизайн
Сельское хозяйство
Торговля. Розница

Второе высшее

Компьютеры. ИТ
Гос. управление
Маркетинг. Реклама. PR
Финансы. Экономика
Психология
Сервис. Туризм
Менеджмент
Юриспруденция
Психолого-Педагогическое
Электроника
Радиосвязь. Радиотехника
Бухгалтерский учет
Теплоэнергетика и теплотехника
Логистика
Таможенное дело
Физическая культура и воспитание
Журналистика
Управление персоналом
Безопасность
Культура. Искусство
Машиностроение. Транспорт
Управление производством
Строительство. Архитектура
Экология
Электроэнергетика и электротехника
Спорт и спортивная практика
Дизайн
Торговля. Розница

Магистратура

Менеджмент
Юриспруденция
Финансы. Экономика
Гос. управление
Безопасность
Лингвистика
Психология
Психолого-Педагогическое
Управление персоналом
Бухгалтерский учет
Сельское хозяйство
Делопроизводство. Секретариат
Маркетинг. Реклама. PR
Компьютеры. ИТ

Профпереподготовка

Гос. управление
Психолого-Педагогическое
Имидж и стиль
Менеджмент
Медицина. Фармация
Психология
Бухгалтерский учет
Физическая культура и воспитание
Логистика
Маркетинг. Реклама. PR
Управление персоналом
Охрана труда
Строительство. Архитектура
Электроэнергетика и электротехника
Юриспруденция
Социальная работа
Международные отношения
Дизайн
Делопроизводство. Секретариат
Журналистика
Компьютеры. ИТ
Культура. Искусство
Финансы. Экономика
Политология
Сервис. Туризм
Экология
История
Безопасность
Социология
Лингвистика
Управление производством
Регионоведение
Продукты питания
Спорт и спортивная практика
Директорские курсы
Теплоэнергетика и теплотехника
Химия
Экспертиза и оценка
Нефтегазовая промышленность
Жилищно-коммунальное хозяйство
Метрология
Сельское хозяйство
Торговля. Розница
Красота и здоровье
Машиностроение. Транспорт
Продажи
Электроника

Повышение квалификации

Медицина. Фармация
Компьютеры. ИТ
Охрана труда
Психолого-Педагогическое
Психология
Лингвистика
Физическая культура и воспитание
Менеджмент
Логистика
Маркетинг. Реклама. PR
Управление персоналом
Строительство. Архитектура
Электроэнергетика и электротехника
Юриспруденция
Бухгалтерский учет
Международные отношения
Гос. управление
Дизайн
Делопроизводство. Секретариат
Культура. Искусство
Финансы. Экономика
Политология
Социология
Сервис. Туризм
Управление производством
Регионоведение
История
Безопасность
Продукты питания
Теплоэнергетика и теплотехника
Спорт и спортивная практика
Журналистика
Сенсорика
Красота и здоровье
Сельское хозяйство

Колледж

Маркетинг. Реклама. PR
Электроэнергетика и электротехника
Бухгалтерский учет
Финансы. Экономика
Компьютеры. ИТ
Психолого-Педагогическое
Юриспруденция
Сельское хозяйство
Дизайн
Строительство. Архитектура
Коррекционная педагогика в начальном образовании
Социальная работа
Сервис. Туризм
Торговля. Розница
Менеджмент
Продажи
Логистика
Педагогика дополнительного образования (в области технического творчества)
Делопроизводство. Секретариат

Дополнительная общеобразовательная программа

Психолого-Педагогическое
Психология
Физическая культура и воспитание
Маркетинг. Реклама. PR
Сельское хозяйство
Строительство. Архитектура

Профобучение

Медицина. Фармация
Психолого-Педагогическое
Социальная работа
Компьютеры. ИТ
Бухгалтерский учет
Имидж и стиль
Сельское хозяйство
Нефтегазовая промышленность
Делопроизводство. Секретариат
Культура. Искусство
Машиностроение. Транспорт
Электроэнергетика и электротехника
Безопасность
Красота и здоровье
Высшее образование Второе высшее Магистратура Профпереподготовка
Бухгалтерский учет Безопасность Делопроизводство. Секретариат Гос. управление Госзакупки Дизайн Директорские курсы Журналистика Имидж и стиль История Компьютеры. ИТ Администрирование Красота и здоровье Культура. Искусство Лингвистика Логистика Складская логистика Логистика закупок Транспортное обеспечение логистики Маркетинг. Реклама. PR Интернет-маркетинг Машиностроение. Транспорт Медицина. Фармация Международные отношения Менеджмент Нефтегазовая промышленность Политология Продажи Продукты питания Психология Психотерапия и психологическое консультирование Психолого-Педагогическое Коррекционная педагогика и психология Логопедия и детская речь Общая дефектология Общая педагогика и психология Педагогика и методика дополнительного образования Педагогика и методика начального образования Cоциальная психология и социальная работа Теория и методика дошкольного образования Предметная подготовка учителей Регионоведение Сельское хозяйство Сервис. Туризм Социальная работа Социология Строительство. Архитектура Электроэнергетика и электротехника Автоматизация в строительстве Изыскания и горное дело Инженерные системы Проектирование Строительный контроль и надзор Оценка и экспертиза Жилищно-коммунальное хозяйство Охрана труда Метрология Спорт и спортивная практика Теплоэнергетика и теплотехника Торговля. Розница Управление персоналом Управление производством Физическая культура и воспитание Финансы. Экономика Экология Экспертиза и оценка Электроника Электроэнергетика и электротехника Юриспруденция Химия
Повышение квалификации
Бухгалтерский учет Безопасность Делопроизводство. Секретариат Гос. управление Дизайн Журналистика История Компьютеры. ИТ Академия Cisco Программирование Сетевые технологии Красота и здоровье Культура. Искусство Лингвистика Логистика Складская логистика Логистика закупок Транспортное обеспечение логистики Маркетинг. Реклама. PR Интернет-маркетинг Медицина. Фармация Международные отношения Менеджмент Политология Продукты питания Психология Психотерапия и психологическое консультирование Психолого-Педагогическое Коррекционная педагогика и психология Логопедия и детская речь Менеджмент в социальной сфере Общая дефектология Общая педагогика и психология Педагогика и методика дополнительного образования Педагогика и методика начального образования Педагогика одаренности и развития способностей Cоциальная психология и социальная работа Теория и методика дошкольного образования Предметная подготовка учителей Регионоведение Сельское хозяйство Сервис. Туризм Социология Строительство. Архитектура Электроэнергетика и электротехника Проектирование Пожарная безопасность Охрана труда Спорт и спортивная практика Теплоэнергетика и теплотехника Управление персоналом Управление производством Физическая культура и воспитание Финансы. Экономика Электроэнергетика и электротехника Юриспруденция Сенсорика
Колледж
Бухгалтерский учет Делопроизводство. Секретариат Дизайн Компьютеры. ИТ Логистика Маркетинг. Реклама. PR Менеджмент Продажи Психолого-Педагогическое Коррекционная педагогика и психология Педагогика и методика начального образования Теория и методика дошкольного образования Педагогика дополнительного образования (ИЗО и ДПИ) Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности) Делопроизводство. Секретариат Педагогика дополнительного образования (в области физкультурно-оздоровительной деятельности) Педагогика дополнительного образования (в области сценической деятельности) Педагогика дополнительного образования (в области эколого-биологической деятельности) Сельское хозяйство Ландшафтный дизайн Сервис. Туризм Социальная работа Строительство. Архитектура Торговля. Розница Финансы. Экономика Электроэнергетика и электротехника Юриспруденция Коррекционная педагогика в начальном образовании Педагогика дополнительного образования (в области технического творчества)
Дополнительная общеобразовательная программа Профобучение

Карта сайта

Дистанционное обучение в вузах. Получайте дистанционное образование! Каталог дистанционных программ. Каталог вузов России