Психология и дистанционное обучение
Когда человек пытается запомнить новую информацию или изучить незнакомую проблему, ему необходимо сосредоточить на этой задаче все свое внимание. Эффективность решения зависит от степени сосредоточенности и погружения сознания в проблему. Те участки мозга, которые отвечают за внимание и за процесс запоминания, к сожалению, очень быстро устают. Чтобы они сохраняли свой тонус на более длительный срок, им надо давать отдых в течение трех минут из каждых пяти. Восстанавливаются они также достаточно быстро, но для большей эффективности обучения желательно чередовать состояния усталость-отдых. Такая методика будет стимулировать те цепочки нейронов, которые не участвуют в процессах обучения, но обеспечат отдых нужным клеткам мозга.
Каждый тип информации обрабатывается своими группами нейронов, которые располагаются в разных областях мозга. Модель обучения надо формировать таким образом, чтобы задействовать наборы клеток один за другим, соответствующим своему типу информации.
Приведем пример, в котором покажем, как можно формировать цепочку информации, распределенную по разным группам нейронов:
1. Перечисление фактов.
Если соединить муку, воду и яйца, при перемешивании получится тесто, из которого делают макароны.
2. Сопоставление понятия с фактом.
Углеводы, находящиеся в пище, помогают организму вырабатывать энергию.
3. Объединение двух понятий.
Существуют виды спорта, где требуются большие энергозатраты. Энергию можно получить за счет пищи, богатой углеводами, поэтому многие спортсмены едят макароны перед соревнованиями.
Все три системы взаимосвязаны, работают совместно на формирование запоминания (изучения). Выстроенная подобным образом информация будет усваиваться гораздо эффективней, чем разрозненные или поданные не в логическом порядке данные.
Психологические приемы, помогающие улучшить качество дистанционного обучения
Самый простой способ повысить эффективность изучения материала – сделать этот процесс интересным. Если учащийся не погрузился в изучение, ему скучно, он ничего толком не выучит, а если что-то и запомнит, то в скорости забудет. И напротив, добавив в изложение материала искру веселья, шутки, забавные отступления и прочие психологические приемы, механизм запоминания сразу заработает в полную силу.
· Взаимодействия для захвата внимания.
Опросы, игры, обработка изображения на мониторе компьютера – все, что увеличивает интерес и, тем самым, улучшает усвоение материала.
· Варьирование типов представления информации.
Комбинация визуальных образов, звуков, текстов направлена на запоминание информации в различных участках мозга, что, как мы выяснили, улучшает сам процесс запоминания.
· Мгновенная обратная связь.
Обратная связь учащегося с преподавателем должна быть очень быстрой, особенно отрицательная. В противном случае, ошибочные выводы из учебной программы, не выправленные вовремя, могут привести к дальнейшим неправильным интерпретациям учебного материала.
· Возможность организации общения в рамках учебной дискуссии.
Форумы, чаты, ICQ, электронная почта являются достойной заменой общения между студентами в реальной аудитории.
· Изучение предмета в персональном темпе.
Одно из самых важных преимуществ электронного обучения. Каждый учащийся может установить подходящий для себя темп изложения учебного материала. Такой стиль позволит избежать пропуска какого-либо отрезка в учебе, произошедшего по вине обстоятельств или из-за недостаточного понимания сути предмета.
· Интерактивность.
Сюда может входить не только диалоги с преподавателями и сокурсниками, но и диалоговые игры, компьютерные головоломки, интерактивные ролевые игры с производственным сценарием и т. д.
· Мотивация.
Ошибочно полагать, что мотивация к дистанционному образованию должна происходить на ранних этапах обучения. Мотивировать необходимо на всех этапах. И чем больше в ней будет психологических этюдов, таких как юмор, любопытство и прочих элементов, тем легче и быстрее студенты будут усваивать учебный материал.
Помимо психологических приемов повышения эффективности учебного процесса, не стоит пренебрегать инструментальными и программными средствами, такими как:
· быстрая и удобная навигация по учебному сайту;
· всплывающие окна;
· подкасты и аудиоответы на обращения учащихся;
· грамотная перелинковка структуры учебного сайта;
· использование Shockwave и Flash файлов, CGI и Java скриптов;
· применение цвета, оттенков и их комбинаций;
· совместное использование изображения и текста;
· совместное использование изображения и звука;
· размещение информации на различных носителях.
Многие из этих элементов используются уже ни один десяток лет в педагогике. Они проверены временем и, несомненно, помогут учащимся и в новой, электронной методике обучения.