Игры, симуляторы и другие новейшие технологии в дистанционном образовании и корпоративном обучении
Сегодняшнее поколение студентов высших и средних учебных заведений кардинально отличается от тех, кто учился 10-15 лет назад. Они выросли на компьютерных играх и симуляторах. Современные онлайновые игры представляют собой не просто гонялки-стрелялки, а самостоятельные интеллектуальные действия. В них можно победить «включив» не только мозги, но и проявив усидчивость, внимание, реакцию и еще много других качеств, которые буквально списаны с образцовых учеников. И заметьте, что все это проявляется без вмешательства извне, только за счет личной мотивации, из-за желания во чтобы-то не стало дойти до намеченной цели.
А теперь представьте, что такой геймер решил получить дистанционное образование и смотрит скучные видеолекции, пытается выполнить скучные домашние задания и решает скучные тесты. Надолго ли его хватит? И не в этом ли одна из причин громадного отсева слушателей даже у таких грандов дистанционного обучения, как Courseraи Udacity?
Чем может быть полезна игра в покер
Вы ни разу не смотрели трансляции с турниров по покеру? Самое поразительное, что там за одним столом играют двадцатилетние и пятидесятилетние участники и, как правило, молодые практически всегда выигрывают. Казалось бы, должно быть наоборот. У пятидесятилетних игроков есть большой жизненный опыт, также огромный и игровой опыт. А какой опыт у двадцатилетних? Оказывается, разгадка находится в Интернете. Молодые ребята играют в онлайновый покер сразу с восемью невидимыми, но вполне реальными игроками. Практика с многократными повторениями действительных, а не мнимых ситуаций дает им бесценный опыт за максимально короткий срок. Они приобретают способность мгновенно отличать блеф от удачной комбинации карт. А вычислительные способности молодого мозга считать варианты гораздо выше, чем у возрастного. Таким образом, за несколько лет онлайновых игр можно получить опыт, который при обычной практике достигается в течение двух-трех десятилетий.
Пример с игрой в покер наталкивает на мысль об использовании принципа видеоигр для дистанционного онлайн обучения. Кажется заманчивым взять такие преимущества как постоянное взаимодействие (сотрудничество!) с другими студентами, мгновенную положительную (правильное решение) и отрицательную (ошибочное решение) обратную связь, поиск решения до тех пор, пока не будет найдено правильное и сделать на этой основе образовательную платформу. А если включить в нее элементы юмора и интересные отступления, такая программа будет весьма легкой для усвоения студентами.
Игры и восприятие учебного материала
Нужно сразу оговориться, что использование игр в процессе дистанционного обучения это, конечно, не универсальное средство. Бездумное включение во все дисциплины подряд вряд ли приведет к хорошим результатам. Но для определенного круга задач это оправдано, и их нужно применять.
Улучшенное восприятие и усвоение учебного материала с помощью игр и симуляторов происходит за счет следующих факторов:
1. Реалистичность.
Пожалуй, самое значимое преимущество в онлайн обучении. В качественно выполненном симуляторе студент действует так же, как и в реальной обстановке. При этом процесс получения знаний происходит более качественно и эти знания более применимы к действительности, чем полученные на обыкновенных онлайн лекциях. К тому же реалистичный материал усваивается лучше и быстрее.
2. Повторение.
Игровое действие повторяют снова и снова, пока не достигнут определенного результата (обыграть оппонента, набрать большее количество очков, перейти на более высокий уровень и т. д.). Для этой техники обучения есть специальный термин - spaced rehearsal, или интервальное повторение. При ней повторение материала происходит через интервалы времени, которые постепенно увеличиваются. Данный метод весьма эффективен и с успехом применяется в онлайн обучении.
3. Обязательное решение конкретной задачи.
Прежде чем перейти на следующий уровень игры, необходимо решить все задачи, которые существуют на текущем уровне без ограничения во времени.
4. Оперативная обратная связь.
Играм не нужно ждать, в отличие от тестирования, пока результаты попадут преподавателю и вернутся с оценкой обратно учащемуся. Результат он получает мгновенно, причем ошибку он видит сразу, без прохождения всего этапа игры.
5. Полная погруженность в процесс игры.
Учащийся находится в психическом состоянии, при котором он полностью включен в процесс, которым занимается – так называемое «потоковое состояние». При этом он сфокусирован только на игре и не замечает течение времени.
6. Мотивация.
Трудно замотивировать студента, показывая ему вордовский файл или даже несколько слайдов, обработанных PowerPoint. Симуляторы и игры решают эту проблему значительно эффективнее.
Обучение в трехмерном виртуальном пространстве
Появление трехмерных виртуальных пространств дает возможность организовать учебные программы с эффектом погружения в реальные ситуации. Виртуальное погружение является очень эффективным инструментом, например, при изучении иностранных языков. Можно создать виртуальную обстановку: в ресторане, где делают заказ официанту; заказать авиабилеты в кассе; спросить у прохожего, как попасть в конкретное место и т. д. Уже есть электронные курсы, реализующие качественное погружение, основанные на реальных примерах. По отзывам и студентов и преподавателей, они чрезвычайно удобны и востребованы в различных платформах дистанционного обучения.
Новые технологии в дистанционном образовании и корпоративном обучении
С внедрением в дистанционное образование новых технологий возникает такая проблема, как «увлеченность разработчиков». Отходит на второй план самое главное – потребности учеников и заказчиков учебных онлайн курсов.
Организации платят за образовательные проекты из-за своих потребностей в бизнесе: повысить квалификацию работников, увеличить объем выпускаемой продукции и т. д. вкладывая инвестиции в образование они, в конечном итоге, планируют получить прибыль. Поэтому при использовании новых учебных технологий, надо сфокусироваться на полезности и эффективности их с позиции бизнеса, а не оценивать их с эмоциональных или креативных принципов.
Следующий вызов новых технологий – потребность в изменении мышления разработчиков онлайн курсов. Они должны создавать учебный материал, который будет выходить за границы аудитории. Неразумно превращать образовательный подкаст (учебный материал записанный на радио, обычно в формате MP3) в традиционную лекцию. Гораздо эффективнее организовать из этого занимательное шоу с диалогами и интересными фактами, разбить его на короткие модули с конкретными темами.
Что касается подкастов, это отдельная тема в образовательных технологиях. Пришла пора, когда разработчикам нужно не зацикливаться на традиционных носителях информации, таких как книги, а обратить взор на новые, например, подкаст. Правильно сформированный подкаст вовлекает слушателей в реальную обстановку, в которой разыгрывается учебный материал, создает ощущение, что вы сами находитесь в месте событий.
Недавно появилась еще одна образовательная технология – мобильное обучение. Конечно, речь не идет о том, чтобы втиснуть весь онлайн курс в экранчик смартфона. В первую очередь, это мобильные справочники, позволяющие в любое время и в любом месте найти нужную информацию. Это различные онлайн игры, помогающие быстрее усвоить учебную программу. Это и учебные видео- и аудиоматериалы, которые можно скачивать через автоматическое меню.
В широком смысле, мобильное обучение - это короткие учебные материалы, мгновенно доступные учащимся и нацеленные на достижение быстрых результатов.
Неформальное обучение в корпоративной среде
Совместное исследование AmericanSocietyforTrainingandDevelopment («Американская ассоциация специалистов по обучению и развитию персонала») и InstituteforCorporateProductivity(«Институт корпоративной продуктивности») показало, что больше 70% знаний сотрудники черпают из неформальных источников. Причем 78% компаний затрачивают меньше 10 процентов от образовательного бюджета на неформальное обучение. Парадокс, но наименьшие затраты дают максимальный результат.
Минимальное количество неформального обучения, конечно, присутствует, но оно состоит из мешанины неформальных инициатив, которые не систематизируются и не анализируются. В результате происходит игнорирование такого мощного инструмента в компании, как неформальное обучение.
К сожалению, пока не создана цельная образовательная платформа неформального обучения. Но так как данная проблема осознанна и востребована, в скором времени должны появиться методические указания, которые помогут подключить данный вид обучения к решению задач дистанционного образования.
Новые технологические платформы онлайн обучения
Настало время конвергенции (сближения) новых онлайн технологий и социальных сетей. Образовавшийся гибрид скорее всего примет вид виртуальной среды, где обязательно будет присутствовать эффект погружения. Это будет своего рода центральный узел обучения с сотрудничеством и новациями в широких рамках образовательных технологий.
Первые ласточки уже появились. Это продукт ProtoSphere. Он использует 3D окружение, в нем есть сервис интернет-блогов, интерфейс связи с MicrosoftSharePoint и общий доступ к различным приложениям. Кроме того, в эту платформу включены базы данных, которые в онлайн режиме могут редактировать сами пользователи, и есть возможность получить помощь или консультации от корпоративных экспертов. Совокупность таких мощных инструментов позволяет самостоятельно разрабатывать и запускать образовательные онлайн курсы.
Другой подобный инструмент - Google Wave. Он предоставляет возможность пользователям проводить совместное онлайновое обсуждение учебных тем, оставлять комментарии в электронной почте, самим настраивать web страницы сайта и ряд других приложений. Единственный недостаток, это отсутствие 3Dокружения.
Доступ к этим технологическим платформам через мобильные устройства поднимет продуктивность процессов обучения на еще большую высоту. В скором времени при помощи цифровых технологий появятся такие устройства, которые объединят в себе все существующие образовательные платформы и станут настоящей интеллектуальной средой будущего. С их помощью можно будет работать в виртуальном 3D офисе, мгновенно связываться с другими работниками и системами. Появятся возможности для визуализации любой информации, быстрого проектирования прототипов, сотрудничества с удаленными коллегами.
Таким образом, вырисовывается будущее учебных технологий – конвергенция трехмерного окружения, социальных сетей и бизнес-приложений.
Что нового в учебных онлайн программах
Ну и напоследок, вкратце, перечислим последние нововведения в учебные технологии и их источники:
1. Использование новых инструментов.
Студенты вносят свои мысли и разработки в вики-сайты, занимаются в 3Dокружении, открывают собственные блоги и участвуют в тематических сайтах.
2. Вводятся элементы альтернативного преподавания.
Подкасты, техника документалистики в видеолекциях, методы интервального повторения.
3. Разрабатываются новые методики переноса лучших традиционных методов обучения в онлайн образование.
4. Новые идеи приходят и от процесса обратной связи со студентами.
19.07.2013
Выберите обучение
Высшее образование
|
Машиностроение. Транспорт |
|
Строительство. Архитектура |
Магистратура
Второе высшее
|
Строительство. Архитектура |
|
Машиностроение. Транспорт |
|
Спорт и спортивная практика |
|
Физическая культура и воспитание |
|
Теплоэнергетика и теплотехника |
Колледж
|
Педагогика дополнительного образования (в области технического творчества) |
|
Делопроизводство. Секретариат |
|
Жилищно-коммунальное хозяйство |
Профпереподготовка
Курсы
Профобучение
|
Машиностроение. Транспорт |
Дополнительная общеобразовательная программа