Открытость российского дистанционного образования
Настоящих, качественных учебных программ для дистанционного образования (ДО) в нашей стране не так уж и много. Флагман мирового ДО, британский The Open University, делает ставку на открытость удаленного обучения.
У нас, к сожалению, копируется только форма зарубежных учебных организаций, а не содержание. Дистанционные технологии используют в усеченном виде или не используют вовсе, да и принципы открытости присутствуют только в названиях.
Обучение удаленное, аттестация обычная
Развитие технологий ДО позволяет отказаться нашим вузам от такой традиционной формы обучения, как заочная. Но некоторые из них просто автоматически заменяют одно на другое, хотя дистанционное образование совершенно новая технология и требует новых подходов для внедрения и сопровождения. Да и особенности нашего законодательства зачастую тормозят развитие этой обучающей технологии.
Удаленное обучение имеет свои особенности при различных формах получения образования:
1. Очное обучение.
При такой форме удаленные технологии направлены, прежде всего, на индивидуализацию образования, т. е. на повышение самостоятельности ученика в процессе обучения, интенсификации его (процесса).
2. Заочная форма.
Позволяет снизить расходы на обучение, что положительно сказывается на наборе учащихся. Также позволяет расширить учебную работу за пределы учебного заведения.
3. Экстернат.
При полностью самостоятельном изучении курса, учащийся может только сдавать промежуточные и итоговые экзамены.
Согласно приказу Минобрнауки, нельзя проводить итоговую аттестацию учащихся, используя дистанционные технологии в сфере образования. Складывается парадоксальная ситуация, при которой учиться дистанционно можно, но закончить обучение нельзя.
Инструментарий для ДО
Качественное ДО не ограничивается только наличием электронных учебников и обсуждением по Skype проблем по оплате за семестр или пересдачи экзаменов. Не факт, что у вуза, известного своим образованием на очном отделении, дистанционная форма обучения поставлена на должный уровень. Поэтому, прежде чем выбрать конкретное ДО учащийся должен выяснить для себя, насколько качественное здесь обучение.
Дистанционный курс должен содержать обширный перечень образовательных инструментов. Перечислим наиболее значимые для процесса обучения:
· Общение с тьютором.
Важнейший элемент. От того, как построено это общение зависит, будет ли реализовано главное преимущество ДО – внимание преподавателя к своему ученику.
· Виртуальная аудитория, в которой проходят занятия.
Стоит попробовать зайти туда для ознакомления с ходом занятий.
· Учебные пособия.
Если кроме электронных учебных пособий, в арсенале есть учебные фильмы, записи лекций, возможность онлайн участия в них – значит здесь обучение качественное.
Стоит обязательно ознакомиться с программными продуктами, с помощью которых проходит сам образовательный процесс. Это сразу покажет насколько удобно и познавательно проходит обучение. Если есть возможность совместной групповой работы, наличие электронной библиотеки, оценки контрольных работ и т. д. – это характеризует учебное заведение с хорошей стороны.
Человеческая физиология против
Не будем перечислять всех достоинств, присущих дистанционному обучению. О них написано достаточно. А вот ложка дегтя в нашей медовой бочке есть. И нашли ее, как ни странно, врачи.
Физиологи провели исследования обучающихся дистанционно и выяснили, что их умственная работоспособность обратно пропорциональна объему усвоенной информации. Следовательно, чем быстрее происходит освоение информации, тем медленнее происходит запоминание. Более того, по утверждениям психологов, запоминание информации при дистанционном обучении в разы хуже, по сравнению с контактным обучением.
Рекомендации врачей таковы: прежде чем приступить к ДО, нужно учащихся «научить учиться» по новому.
11.06.2013
Выберите обучение
Высшее образование
|
Физическая культура и воспитание |
|
Машиностроение. Транспорт |
|
Строительство. Архитектура |
|
Теплоэнергетика и теплотехника |
|
Электроэнергетика и электротехника |
|
Спорт и спортивная практика |
Второе высшее
|
Теплоэнергетика и теплотехника |
|
Физическая культура и воспитание |
|
Строительство. Архитектура |
|
Машиностроение. Транспорт |
|
Электроэнергетика и электротехника |
|
Спорт и спортивная практика |
Магистратура
|
Делопроизводство. Секретариат |
Профпереподготовка
|
Строительство. Архитектура |
|
Физическая культура и воспитание |
|
Электроэнергетика и электротехника |
|
Делопроизводство. Секретариат |
|
Спорт и спортивная практика |
|
Теплоэнергетика и теплотехника |
|
Нефтегазовая промышленность |
|
Жилищно-коммунальное хозяйство |
|
Машиностроение. Транспорт |
Повышение квалификации
|
Физическая культура и воспитание |
|
Строительство. Архитектура |
|
Электроэнергетика и электротехника |
|
Делопроизводство. Секретариат |
|
Теплоэнергетика и теплотехника |
|
Спорт и спортивная практика |
Колледж
|
Электроэнергетика и электротехника |
|
Строительство. Архитектура |
|
Коррекционная педагогика в начальном образовании |
|
Жилищно-коммунальное хозяйство |
|
Делопроизводство. Секретариат |
|
Педагогика дополнительного образования (в области технического творчества) |
|
Педагогика дополнительного образования (в области туристско-краеведческой деятельности) |
Дополнительная общеобразовательная программа
|
Строительство. Архитектура |
Профобучение
|
Нефтегазовая промышленность |
|
Делопроизводство. Секретариат |