Учиться по-новому: учиться дистанционно

Учиться  по-новому: учиться дистанционно

Учиться дистанционно сегодня – это престижно, удобно, выгодно и даже модно. Потому что E-learning (электронное дистанционное обучение) открывает перед абитуриентами двери тех вузов, о которых раньше они не могли и мечтать.

Сегодня получить высшее образование, закончить магистратуру, пройти курсы повышения квалификации или даже MBA можно не выходя из дома. Интернет, обычный компьютер и первоначальные навыки работы с ним, желание учиться: вот, пожалуй, и все инструменты для дистанционного обучения. Порой даже денег не требуется – сейчас в Сети предлагается огромное разнообразие бесплатных курсов, это идеальный вариант усовершенствовать свои профессиональные знания или узнать что-то новое. Особенно широк выбор у людей, владеющих английским языком, хотя и сам язык тоже легко изучить дистанционно.

Образование на расстоянии: высшее, МВА, магистратура

Российские и зарубежные вузы предлагают абитуриентам образовательные программы самых разных уровней: от колледжа до аспирантуры. Также существует масса курсов, от простых познавательных до таких серьёзных программ, как MBA. Очень популярны курсы повышения квалификации, позволяющие учиться без отрыва от работы. Наиболее востребованы дистанционные программы бакалавриата.

В любом случае, E-learning предполагает самостоятельное овладение материалом, что, однако, не исключает поддержку и контроль со стороны преподавателей.

Популярность E-learning объясняется его неоспоримыми преимуществами, ведь дистанционное обучение:

1) Удобное: не требует от студента столько усилий: не надо рано вставать, ехать на другой конец города к восьми утра, подчинения жёстким временным рамкам или графикам просто нет. Вы просто поудобнее усаживаетесь возле своего монитора, открываете «Личный кабинет» - и вот, вы уже в аудитории вуза. Учись, студент!
2) Гибкое: ориентировано на студента и позволяет ему самому устанавливать ритм, скорость и даже содержание своего обучения. Если сегодня вы можете посвятить обучению всего 30 минут, завтра – 10 часов, а послезавтра вообще хотите отдохнуть, - это ваше право, пропусков или опозданий в дистанционном обучении не бывает в принципе.
3) Эффективное: если вы сами настроены учиться, это получится гораздо лучше, чем если вы оказались в аудитории по принуждению по расписанию. В дистанционном обучении студент появляется в аудитории (виртуальной) чтобы учиться, а не чтобы отбыть там положенное время.

Система дистанционного обучения: механизмы взаимодействия

Людям, желающим учиться дистанционно, иногда не совсем понятно, как организован этот процесс. Неизвестное пугает, и некоторые думают, что не справятся, что лучше отдать своё предпочтение традиционной очной или заочной форме. На самом деле, система довольно проста.

От студентов не требуется каких-то сверхспособностей или навыков работы с компьютером на профессиональном уровне. Если вы можете войти в интернет, проверить электронную почту, пообщаться по Skype, напечатать несколько предложений – то вы вполне готовы к обучению в электронном формате.

Как всё происходит? После регистрации в системе вам дадут пароль для входа в Личный кабинет на сайте учебного заведения. С помощью этого пароля вы получите доступ ко всем необходимым материалам курса: учебникам, видео- и аудиолекциям, интерактивным медиа-материалам и т.д. Каждому студенту назначается наставник – тьютор, который будет помогать вам и следить за эффективностью обучения.

Взаимодействие с преподавателями в системе дистанционного обучения может происходить несколькими методами:

  • Чат. Группа студентов подключается к чату одновременно и участвуют в обсуждении определённой темы. Отсутствовавшие студенты могут затем прочитать запись чата, но непосредственное участие в данном обсуждении принять уже не могут.
  • Форум. Распространённая форма взаимодействия, подходит для многих видов занятий (конференции, практикумы, семинары и др.). Представляет собой ряд последовательных записей, к обсуждению можно подключиться в любой момент. Форумы бывают не только в письменном формате, но и интерактивные.
  • Видеоконференция и вебинар. Проходит в определённое время, как правило, на основе списков сетевой рассылки. Можно присутствовать онлайн и участвовать в процессе, можно смотреть в записи. Вебинар от видеоконференции отличается тем, что не обязательно предполагает видеосвязь, это может быть и голосовой чат, например, комментирование презентации или иное взаимодействие с медиа-материалами.

Сейчас получает распространение инновационная технология телеприсутствия, когда человек может заменить себя роботом. Студент в реальном времени видит на экране всё, происходящее в аудитории, где идёт реальный урок, может задавать вопросы, отвечать преподавателю и ощущать себя в полной мере вовлечённым в процесс. При этом учитель видит его на мониторе, установленном на роботе. Технология пока в стадии эксперимента, но она открывает новые горизонты дистанционного обучения и может стать настоящей панацеей для людей, которые по тем или иным причинам не могут присутствовать на очных занятиях.

Новым словом в E-Learning становится 3D-моделирование, когда посредством компьютерных технологий создаётся целый трёхмерный мир. Студенты могут стать участниками исторических событий, могут тренировать профессиональные навыки на виртуальных объектах и многое, многое другое. Сегодня 3D-разработка в электронном обучении находится на начальной стадии, но если учесть, как стремительно развиваются технологии в наше время, становится ясно, что уже через несколько лет виртуальные миры будут использоваться в обучении повсеместно.

Как всё начиналось или немного истории

При всей кажущейся новизне, дистанционное обучение – далеко не новый способ получения образования. Оно появилось, пожалуй, одновременно с почтой.

Тогда люди много переписывались, делясь в своих письмах знаниями: матери передавали свой опыт дочерям, философы размышляли об устройстве жизни. До сих пор, спустя века, письма великих людей могут служить настоящими учебниками жизни. Обучение по переписке называли «корреспондентским». Следующим этапом, уже в прошлом веке, стало «телевизионное» обучение.

С внедрением в нашу жизнь интернет-технологий дистанционное обучение получило по-настоящему широкое распространение. Никогда ещё информация не была нам так доступна! Сегодня наравне с классическим идёт процесс электронного обучения, чтобы предоставить людям лучшие возможности накопления знаний и опыта.

Почему стоит выбрать ДО?

О преимуществах дистанционного обучения написано много, и написано не зря. Если вы всё ещё сомневаетесь, стоит ли учиться дистанционно, с монитора, обратите внимание, что электронное обучение действительно:

  • Удобное: Вам нравится интернет-серфинг? Вот, это – то же самое, только с пользой!
  • Интересное: Сама форма подачи знаний в ДО такова, что учиться интереснее.
  • Выгодное: Дистанционное обучение само по себе стоит дешевле очного и не требует дополнительных затрат на дорогу, жильё и прочее.
  • Комфортное: Помимо того, что дистанционное обучение освобождает вас от ненужных трат, оно ещё и лишает сомнительных «радостей» студенчества, таких как поиск жилья (порой в незнакомом городе), «весёлое» времяпровождение в общежитии, необходимость находиться в дороге в два раза больше времени, чем, собственно, на лекциях и все прочие многочисленные неудобства, которые приходится терпеть студентам в своём стремлении к знаниям.
  • Безграничное: Можно учиться в любом университете мира, независимо от того, как далеко он находится.
  • Прогрессивное: Дистанционное обучение – технология будущего. Это – всегда интересно и по-настоящему эффективно.

Дистанционное или заочное?

Многие полагают, что дистанционное – это то же самое заочное, только с участием в процессе обучения компьютера. На самом деле, они принципиально различны. Но мы можем говорить, что ДО – это новое поколение «заочки». Как рукописные письма сменила электронная почта, которая быстрее, удобнее, дешевле, так и на смену заочному обучению приходит E-Learning.

Главное отличие этих двух видов – применение высоких технологий и отсутствие сессий. Не всегда студенту-дистанту требуется лично присутствовать в вузе и держать ответ перед преподавателями за полученные знания «лицом к лицу». Порой в вуз требуется приехать дважды: на защиту своей дипломной работы и торжественное вручение документа об образовании, порой не требуется (зависит от выбранного вуза). 

Студент-дистант: портрет

Для некоторых людей дистанционное обучение становится не только предпочтительным, но порой и единственным способом получить образование. E-Learning стал превосходной возможностью для людей из отдалённых уголков страны, из маленьких сёл, где нет университетов; для людей с ограниченными возможностями, которым трудно или невозможно посещать вуз.

Но и вполне обычные, среднестатистические городские жители тоже выбирают ДО! Почему?

  • Молодые мамы получают чудесную возможность учиться с малышом на руках, не оставляя его на нянь и бабушек;
  • Застенчивые люди, не обладающие ораторскими возможностями, могут очень хорошо успевать по предметам, тогда как при очном обучении они, в силу своего характера, терялись бы при ответах и, даже при наличии устойчивых знаний, получали более низкие оценки;
  • Люди, которым трудно социализироваться, находят настоящее спасение в этой форме обучения – она позволяет избежать многочисленных личных контактов;
  • Индивидуалисты, с трудом подстраивающиеся под навязанные графики и порядок вещей, всегда более успешны в дистанционном обучении;
  • Очень занятые люди, которые не могут отлучаться на лекции, проходящие обычно в рабочее время - E-Learning позволяет самостоятельно выбирать время для учёбы.

Цена вопроса или вопрос экономии

Самым качественным, но и самым дорогостоящим, считается классическое очное обучение. Но всегда ли оно так хорошо, как кажется? Представьте себя на минуту в качестве работодателя. Перед вами два соискателя: один из них окончил дневное отделение провинциального вуза, название которого вы впервые видите. Другой – один из лучших университетов страны, но дистанционно. При прочих равных, кого выберете вы?

Затраты этих студентов на обучение были почти одинаковыми. Но очник отдал несколько лет своей жизни сидению за партой в медитативной атмосфере «захватывающих дух» лекций, а дистант в это время искал, узнавал, взаимодействовал посредством новых технологий с лучшими, прогрессивными преподавателями. Кто из них более приспособлен к активной работе? Кто из них разумнее распорядился финансовыми средствами на своё образование?

С какими проблемами сталкиваются студенты ДО?

При всей кажущейся лёгкости и комфортности дистанционного обучения, здесь, как и везде, не обходится без забот и «подводных камней».

  • При поступлении не требуется посещать вуз, и у многих абитуриентов просто нет возможности приехать туда. Соответственно, они не могут взглянуть на оригиналы документов университета – аккредитации, дипломы, сертификаты и прочее. Вуз нужно выбирать внимательно, пусть это будет серьёзное проверенное заведение.
  • Не у всех вузов есть актуальная, полная база обучающего контента и проверить это до зачисления практически нереально.
  • Пересдачи бывают платными (по большей части это именно так), а при невозможности личного контакта с преподавателем студент не всегда может понять, в чём же его ошибка, поэтому ситуация повторяется.
  • Возможны проблемы во взаимодействии с преподавателем. Необходимо чётко обговорить алгоритм взаимодействия с тьютором, чтобы вы всегда могли связаться и не остались в нужный момент без квалифицированной помощи.
  • Не все работодатели уважают ДО, просто многие из них до сих пор не знают, что это такое. Дистанционное обучение приравнивают к заочному, но качество знаний на деле совершенно разное. Образование – это работа на будущее, а в будущем позиции E-Learning станут только укрепляться.
  • Контроль за знаниями дистантов порой жёстче, чем за очными студентами – учиться тяжелее. Но и профессиональные знания полнее, навыки качественнее.

Перспективы выпускников дистанционных вузов

Помимо прямых преимуществ (удобство, экономичность, современность и т.д.), дистанционное обучение содержит ещё и ряд косвенных.

Самостоятельная учёба – это всегда высокий уровень самоорганизации, самомотивации и ещё многих качеств с приставкой «само». Это значит, что помимо знаний и умений по профессии, выпускники дистанционных вузов ещё много чего умеют делать сами. Сами организуют своё время, сами регулируют степень нагрузки, сами определяют интенсивность деятельности. Сами выбирают всё: от большого до малого, определяют наполнение каждой своей минуты, рассчитывают эффективность и целесообразность тех или иных своих действий. Всё это – необходимые навыки для успешной профессиональной деятельности, навыки руководителя, лидера.

Пока студенты-очники «отсиживают» скучные лекции, пока заочники «пытаются договориться», объясняя своё нежелание учиться нехваткой времени, дистант просто работает. Работает над собой, совершенствует знания, стремится к вершинам. И он действительно приходит к успеху, потому что выбрал правильный путь, не просто эффективный, но увлекательный для него самого.

Лучшие дистанционные университеты мира

Дистанционный университет – это всегда объединение. Первым и крупнейшим таким объединением стал Открытый университет в Великобритании. В России это знаменитый университет Синергия, само название которого обозначает объединение, сотрудничество. Многие вузы сотрудничают с Центрами дистанционного обучения, которые осуществляют распределение абитуриентов, помогают им в поиске и поступлении. ДО – это катализатор объединения вузов.

Большая «дистанционная» инициатива сегодня: «Европейские массовые открытые курсы» («MOOCs»). Бесплатное дистанционное обучение в рамках «MOOCs» предоставляют и российские вузы в том числе. Большинство программ англоязычные, но есть и на других языках. Основное преимущество таких курсов – то, что при прохождении некоторых из них студенты получают реальные зачётные единицы, которые в дальнейшем пригодятся им для получения диплома, то есть, не только качественные новые знания, но и документальное подтверждение этих знаний.

Правда и ложь о ДО (или распространённые мифы)

Недостаток информации всегда порождает какие-то мифы и домыслы. А ко всему новому люди склонны относиться с долей здорового (а иногда и нездорового) недоверия. На самом деле, ничего страшного, сложного и непонятного в ДО нет. 20 лет назад многие понятия не имели об электронной почте или мобильных телефонах, сегодня всё это – обыденные вещи. Пройдёт ещё некоторое время и дистанционная форма обучения будет столь же привычна и понятна всем людям, как и традиционные. А пока люди думают, что:

  • Такой диплом не оценит работодатель. Оценит, особенно когда узнает, какой престижный вуз вы окончили.
  • Система ДО сложна и запутана. Да нет, там всё не сложнее, чем в любой системе взаимодействия. А если сравнить с дневной учёбой, с её жёсткими графиками и временными рамками – то всё вообще кажется просто и очень удобно.
  • А может, всё-таки заочное? Может, и заочное. Если вам нравится ездить на сессии или если вы счастливый житель окрестностей крупного престижного университета. Если качество полученных знаний не имеет значения. Если вас без проблем отпускают с работы два раза в год на длительное время и эти неоплачиваемые отпуска не пугают. Всё совсем не так? Тогда – дистанционное!
  • Вебинар, семинар, тьютор, симулятор… А я едва компьютер освоил. Не смогу!  Сможете, конечно. В системе ДО, как и везде, есть немного своей терминологии, поняв которую однажды, вы больше не испытаете никаких трудностей. И достаточно обычных навыков пользователя ПК.
  • Наверное, это всё-таки дорого. Прежде всего, образование следует расценивать не как расходы, а как инвестиции в своё благополучное будущее. Навыки, полученные при прохождении программы ДО, станут вам незаменимыми помощниками на протяжении всей жизни. Нет, это не дороже, чем очное, это точно выгоднее, чем заочное.  Но этот опыт бесценен!
07.10.2012
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.