Мифы о дистанционном обучении
Самый простой способ рассказать о том, что же такое дистанционное обучение – это развеять наиболее популярные мифы о нем:
Миф первый
Дистанционное обучение это панацея и единственно возможное будущее обучения.
Вероятно, трудно спорить с актуальными социально-демографическими трендами, но реальность такова, что наша деятельность все больше и больше погружается в виртуальное окружение. Не является исключением и обучение. Это означает, что дистанционное обучение все больше и больше будет окружать нас в течение все жизни – мы будем учится дистанционно как студенты, сотрудника, клиенты, покупатели. Но, всегда есть несколько «НО!». Дистанционное обучение великолепно справляется с когнитивными аспектами обучения. Но, обеспечить такой уровень эмоционально контакта, как это происходить при личном взаимодействии ученика и преподавателя (тренера), дистанционному обучению пока не под силу. И пока этого не случилось, дистанционное обучение будет оставаться безусловно эффективным, но только одним из инструментов в целостном и системном процессе обучения.
Миф второй
Внедрение дистанционного обучения требует закупок дорогостоящего программного обеспечения и аппаратной части.
Необходимость и объем закупки программного обеспечения и аппаратной части определяется двумя факторами: количеством обучаемых, и принципом целесообразности.
Если говорить о количестве обучаемых, то на сегодня существует достаточное количество бесплатных сервисов, не требующих от вас абсолютно никаких вложений (кроме ваше времени). Но, эти сервисы ограничены количеством обучаемых бесплатно (от 5 до 100 человек). Если число обучаемых вами превышает эти лимиты, вы все еще можете ограничиться арендой, а не покупкой необходимых систем и сервисов – в этом случае вам не придётся решать проблему аппаратного обеспечения, и нет необходимости начитать с серьезных вложений. Точно также вы можете экономить арендуя или покупая учебный контент вместо того, чтобы разрабатывать его самостоятельно. С другой стороны существует достаточно широкий спектр бесплатного программного обеспечения, способного перекрыть практически весь спектр функционала дистанционного обучения. Но, как в случае использования бесплатного ПО, так и в случае покупки программного обеспечения, вам необходимо решить вопрос аренды или закупки аппаратной части, а так же вопрос адаптации/сопровождения/обслуживания вашего ПО. Необходимо отметить, что в ряде случаев расходы, связанные с адаптацией бесплатного ПО, могут быть сопоставимы с расходами на закупку коммерческого программного обеспечения.
Принцип целесообразности говорит о том, что покупать имеет смысл только то программное обеспечение, которое необходимо для обеспечения разработанного процесса дистанционного обучения. Нет необходимости платить за функционал, который вы не будете использовать в своей практике.
Миф третий
Дистанционное обучение требует специального штата профильных специалистов
Безусловно, если за работу системы никто не отвечает, то вероятно просуществует она не долго. Но если в вашей организации обучается не более 500 человек, обучение не отличается интенсивностью, при этом вы пользуетесь внешним (бесплатным или платным) онлайн сервисом, и арендуете учебный контент, то вам остаются только функции администратора этой системы. С таким объемам работ справится один из сотрудников HR департамента. Чем более сложным, интенсивным, массовым становится процесс обучения, чем более уникальным является ваш учебный контент, чем сложнее технологии используются при разработке вашего контента – тем более многочисленным и подготовленным должен быть ваш штат специалистов. Но практика показывает, что для крупного холдинга штат департамента дистанционного обучения может ограничиваться 4 специалистами.
Можно сделать простой вывод – если вас заинтересовали технологии дистанционного обучения, то не стоит руководствоваться стереотипами. Вероятно, наиболее оптимальным ориентиром для вас являются те процессы обучения, которые вы хотите вынести на дистанцию. Именно от конфигурации этих процессов будет отталкиваться подбор необходимых технологий, стоимость их обслуживания и потребность в профильных кадрах.
Источник: http://www.smart-edu.com