МBА: Диплом для руководителя

МBА: Диплом для руководителя

Это не второе высшее

МВА представляет собой довольно специфическую программу, которая по своей сути никакого отношения к высшему образованию не имеет. Это не столько обучение в академическом смысле, сколько шлифовка управленческих навыков и подходов. В лучших бизнес-школах Америки учатся, пройдя серьезный отбор, состоявшиеся люди с хорошим базовым образованием, чтобы довести владение бизнес-технологиями до совершенства.

Но, видимо, идея подобного обучения у нас еще в новинку, и люди приходят на МВА в ожидании, что их будут учить, как когда-то в институте. "Слушатели наших программ ждут привычного, очень структурированного подхода, когда предметы перетекают один в другой, в каждом можно отчетливо выделить логические мостики, а преподаватели разжевывают, зачем нужен каждый из предметов и как его в жизни использовать, - рассказывает Сергей Мясоедов, ректор Института бизнеса и делового администрирования АНХ (ИБДА). - И это несмотря на то, что и в рекламе, и на днях открытых дверей мы объясняем: "Наша цель - учить руководителей, которые в условиях быстро изменяющейся среды будут способны прорываться и побеждать"".

Квалификация "Мастер делового администрирования" официально введена в России с 1999/2000 учебного года. Она присваивается лицам, имеющим базовое высшее образование, опыт работы и управленческую подготовку менеджера широкого профиля, дающую возможность руководить предприятием, организацией или их самостоятельными структурными подразделениями. Наличие квалификации дает право осваивать новые виды профессиональной деятельности и занимать управленческие должности в организациях, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность в условиях рынка (менеджер, начальник отделения, директор, генеральный директор, президент фирмы и другие).

Кто примеряет конфедератку?

Время талантливых дилетантов кануло в Лету - развивающимся компаниям необходим профессиональный регулярный менеджмент, поэтому сегодня МВА-программы в России переживают настоящий бум. Что же за люди садятся за парту, чтобы затем в мантии и конфедератке получить диплом МВА?

В основном на МВА идут менеджеры среднего звена от 28 до 38 лет, которые, завоевав определенную жизненную позицию и уже имея опыт работы, хотят получить новые знания, чтобы совершить дальнейший карьерный рывок. Нередко их обучение оплачивает компания, где они работают, - ведь приобретенные сотрудником умения продвинут ее вперед. Впрочем, бывает, что карьерист учится на МВА за свои кровные и, стремясь подобрать себе перспективное место, заводит полезные знакомства. И смысл в этом действительно есть: спрос на выпускников программ МВА превышает предложение. Например, в Высшей коммерческой школе трудоустройством выпускников призван заниматься отдел маркетинга, но, как правило, они либо уже имеют работу, либо получают заманчивые предложения от товарищей по группе.

Среди претендентов на диплом МВА немало и недавних выпускники вузов, считающих, что для успешного карьерного продвижения, кроме высшего образования, неплохо бы освоить еще и программу МВА. Так как серьезного опыта работы у молодежи еще нет, то нет и понимания абстрактных бизнес-процессов. Такие слушатели не очень понимают, пригодится ли им то, чему их учат, поэтому они поглощают все без разбора.
Наиболее требовательная категория слушателей на МВА появилась недавно. Это люди от 38 до 50 лет (и старше) - бывшие "красные директора", инструкторы горкомов партии, обладающие как неоценимыми знаниями в постановке производства и формировании корпоративной идеологии, так и тончайшей интуицией. Сегодня они занимают должности вице-президентов и замов крупных компаний. В отличие от молодежи, этим слушателям нужны новые знания, новый взгляд на вещи, и если они сочли, что предлагаемый курс ничего не дает, то убедить их в обратном не помогут никакие маркетинговые технологии продаж.
Результаты последних маркетинговых исследований показывают, что 38% слушателей программ МВА имеют техническое образование, 43% - гуманитарное. 40% из них - менеджеры высшего и среднего звена, 25% - первые лица компаний. Отдел маркетинга института МИРБИС.

Случай из жизни как способ обучения

Хорошая MBA-программа - это наличие массы "кейсов", умение их преподать и избранный пул слушателей. "Кейс" (case) - специально подготовленный материал с описанием сложной бизнес-ситуации, на основе которого можно развить профессиональные навыки у слушателей. Задача разбора "кейса" (case-study) - сделать слушателя "лицом, принимающим решения". Принять решение означает, во-первых, проанализировать по отработанной схеме сложившуюся ситуацию, во-вторых, выработать план действий, затем, используя полученные теоретические знания, найти способы практической реализации плана в бизнес-среде.

Правда, в отечественных бизнес-школах ощущается острый дефицит "кейсов" на материале российских компаний. Причин этому несколько, и главная заключается в том, что у нас всю информацию о коммерческой деятельности компании принято считать закрытой. Поэтому материал для написания "кейса" труднодоступен. К тому же за разработку "кейсов" преподавателям в наших бизнес-школах не платят.

Слушателям МВА, подавляющая масса которых учится по вечерам, в свободное от работы время, разбирать "кейсы" гарвардского формата просто некогда. По словам выпускников западных бизнес-школ (где не менее 30% учебного времени отводится на case-study), самостоятельная работа над "кейсом" занимает от 3 до 8 часов, а его разбор и презентация на занятиях - от 2 до 16 академических часов. Поэтому в российской практике используются не столько классические, сколько "мини-кейсы", в которых рассматриваются отдельные аспекты деятельности предприятия в соответствии с изучаемой темой. Их разбирают непосредственно на занятии.

Словом, проблем с "кейсами" так много, что возникает вопрос: а нельзя ли обойтись без них? Послушаем мнение профессионалов.
Сергей Мясоедов: "Реальная отдача от обучения в рамках бизнес-образования складывается из трех компонентов: работа с преподавателем и учебником в аудитории (примерно 30% от общего КПД), обмен опытом в рамках мозгового штурма (еще 30%) и оставшаяся часть - общение и связи, возникающие благодаря клубу выпускников. А "кейс" позволяет вытащить весь потенциал из первых двух компонентов: в режиме "здесь и сейчас" группа начинает обсуждать случай из бизнес-практики, используя теорию и свой непосредственный опыт. Так что case-study - это самый современный метод из того, что есть".

Лицо, принимающее решения
Наиболее сложная задача топ-менеджера - это принятие решений при ограниченной способности переключаться с одного предмета на другой. И действительно, приходит на работу руководитель, намереваясь подумать о маркетинговой политике компании. Однако у кабинета сцепились финансовый директор с директором по логистике, и начальник вынужден переключиться на конфликтологию. Только он с ними разобрался и начал совещаться с директором по маркетингу, в кабинет врывается с круглыми глазами финдиректор и говорит: "К нам едет налоговая проверка!" Само собой, руководитель тут же погружается в эту проблему и только в конце рабочего дня возвращается к маркетингу. Задачи все время меняются, как в калейдоскопе. Надо уметь быстро переключаться и принимать комплексные решения, а для этого у руководителя должен быть наработан солидный опыт решения рабочих проблем. Если во время обучения раскладывать все по полочкам, то на выходе будет выпускник с блестящим общим образованием, но не умеющий работать на нынешнем российском рынке.

И все же, как ни крути, МВА - программа академическая, поэтому без большой доли теории не обойтись, считают в Высшей коммерческой школе. Правда, и здесь стараются как можно теснее увязать теорию с практикой, разбирая на лекциях вопросы, связанные с конкретным бизнесом слушателей.

Еще один метод обучения на МВА-программах - совместная разработка управленческих решений в малых группах. Обсуждение бизнес-проблем на живых примерах позволяет менеджерам перенимать уникальный опыт товарищей по учебе и вырабатывать общее видение процесса. Такого рода дискуссии формируют дополнительное ценное свойство управленца - универсальность.

Источник: Журнал "Обучение в России"
Автор: Алена Волкова

mba2u.ru

21.01.2012
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.