Дистанционные парты для Эйнштейнов
Заочное обучение возникло более ста лет назад. Пионерами в этом деле были англичане, заселявшие отдаленные владения Британской короны. Потом удобства обучения по почте оценили жители провинциальных городков, удаленных от крупных учебных центров. В Советском Союзе заочное обучение охватывало широкий круг доярок, слесарей и оленеводов, учившихся, соответственно, на бухгалтеров и инженеров-конструкторов.
Сегодня все не так. Во всем мире привычный советский вариант — с контрольными по почте и приездом на сессии — умер как анахронизм. Студенты дистанционных программ получают учебные материалы через спутниковое или кабельное телевидение, скачивают видео- и аудиозаписи через Интернет, участвуют в видеоконференциях. В 1996 году вице-председатель Открытого университета сэр Джон Дэниэлс провозгласил идею "мега-университетов". По его определению, это учебные заведения будущего, в которых дистанционно учится более сотни тысяч студентов со всего мира. Эта идея существенно отличается от принципов, на которых строится большинство виртуальных университетов США и Канады, заниматься в которых могут в большинстве случаев только жители этих стран.
Строго говоря, дистанционное образование ( distance learning ) является наиболее адекватным ответом на тот вызов, который нам бросает жизнь. В последние полвека время словно сгустилось: каждый день приносит все новые открытия. В некоторых областях прикладных естественно-научных дисциплин около 80% всех накопленных человечеством знаний получено в последние 25 — 30 лет. Немудрено, что классическая академическая наука не успевает за прогрессом. Конкуренция на рынке труда ужесточается. Знакомство с последними концепциями и достижениями научной мысли становится для самых разных категорий профессионалов жизненно необходимой задачей. Например, в США многие штаты просто обязывают учителей, бухгалтеров, администраторов яслей и работников некоторых других специальностей непрерывно профессионально совершенствоваться. Все чаще говорят о том, что обучение целесообразно рассматривать как непрерывный процесс, а не как нечто, завершившееся много лет назад получением диплома.
Надо отметить, что в самых престижных университетах мира существует стойкая оппозиция дистанционному обучению как полноценной замене традиционной очной формы. Они не спешат запускать полностью дистанционные программы. Дело в том, что проблемы начинаются с самого основного — идентификации студента. Кто сидит за персональным компьютером и сдает экзамен — сам студент или его приятель-отличник — проверить пока невозможно. Поэтому дистанционные программы зачастую включают в себя и обязательную очную сессию, в ходе которой студенты сдают экзамены на месте — не виртуально, а на самом деле. Кроме того, для организации учебных и экзаменационных телеконференций бывает недостаточно пропускной способности телефонных линий разных стран. Наконец, при заочном обучении исчезает непосредственный контакт между преподавателем и студентом — основа учебного процесса в англоязычных странах.
Стремительное развитие средств телекоммуникаций делает возможным то, что недавно показывали только в фантастических фильмах. Если совсем недавно комплект оборудования для проведения видеоконференций стоил 100 000 долл. за место, то теперь достаточно 100 долл. за камеру, а специальное программное обеспечение можно получить в Интернете бесплатно. Конечно, оборудование для desktop videoconferencing (DVC) не может работать с тем же качеством воспроизведения и звука, что и используемые крупными корпорациями комплексы за 100 000 долл., однако оно, согласитесь, стоит ощутимо дешевле. Есть и другие новые технологии в передаче изображения, которые активно используются для дистанционного обучения. Например, цифровое телевидение — стандарт, уже сертифицированный американской Федеральной комиссией по телекоммуникациям. Год назад в Сиэтле уже началась трансляция экспериментальных передач в этом формате. Регулярные же передачи должны начаться уже в 2006 году. Однако настоящий прорыв в дистанционном обучении может обеспечить WebTV — технология, позволяющая с помощью декодера размером с книжку и стоимостью 329 долл. принимать на ваш домашний телевизор учебные программы через Интернет.
За последние 30 с лишним лет в зарубежных системах образования произошли существенные структурные изменения, обусловленные развитием научно-технического прогресса и его возрастающим воздействием на все стороны жизни общества. Очень скоро для каждого работающего высшее образование будет минимальным уровнем образования. Обучение такой "лавины" студентов по дневной форме вряд ли выдержат бюджеты даже самых благополучных стран. Поэтому не случайно за последние десятилетия численность обучающихся по нетрадиционным технологиям растет быстрее числа студентов дневных отделений. Мировая тенденция перехода к нетрадиционным формам образования прослеживается и в росте числа вузов, ведущих подготовку по этим технологиям. В мире за период 1900—1960 гг. их было создано 79, за 1960—1970 гг. — 70, за 1970—1980 гг. — 187, а только за 1980—1995 гг. — 700.
Наряду с ростом потребности в высшем и непрерывном образовании усиливаются тенденции к созданию интернациональных образовательных структур различного назначения и видов. Происходит процесс интернационализации образования не только по содержанию, но и по методикам обучения и организационным формам. Образование становится инструментом взаимопроникновения не только знаний и технологий, но и капитала, инструментом борьбы за рынок, решения геополитических задач. При этом дистанционные методы обучения, основанные на современных технологических достижениях, обладая высокой степенью охвата и дальнодействия , будут играть основную роль. В настоящее время в мире накоплен значительный опыт реализации систем дистанционного обучения, использующих телекоммуникационные системы. Существенное место занимают системы, использующие компьютерные сети, системы непосредственного телевизионного вещания, системы дистанционного обучения с использованием современных телекоммуникационных технологий.
Долговременная цель развития ДО в мире — сделать возможным для каждого учащегося изучение программы любого колледжа или университета в любом месте. Это предполагает переход от ограниченной концепции физического перемещения студентов из страны в страну к концепции мобильных идей, знаний и обучения с целью распределить знания посредством обмена образовательными ресурсами. Глобальное распространение коммуникационных каналов может обеспечить выполнение этой задачи.
http://www.i-u.ru/biblio/archive/do_sbornik/02.aspx