Eduson.tv, или как дистанционные курсы из России мировой рынок покоряют
Eduson.tv — очередной российский авторский проект в сфере дистанционного образования. В отличие от Coursera, на который данный портал в целом похож, электронные курсы проекта являются платными и узкоспециализированными. Последнее выражается в том, что Eduson.tv полностью ориентирован на бизнес-образование.
Принципиальное отличие Eduson.tv от других российских образовательных порталов (например, проекта «Универсариум») выражено в том, что проект является полностью англоязычным и ориентированным на иностранные рынки. Все курсы, представленные на сайте, читаются только зарубежными преподавателями и бизнес-специалистами.
На данный момент проект усиленно набирает обороты. Работа создателей поставлена так, что каждую неделю становится доступным новый курс. На сегодняшний день всем желающим уже доступно более десяти курсов. Для привлечения большего количества слушателей создатели проекта некоторые материалы предоставляют на безвозмездной основе.
Молодой проект с уверенностью встал на интенсивный путь развития. Ближайшие планы организаторов заключаются в разработке и внедрении в проект внутренней социальной сети с элементами LMS и придание интерактивности видеоматериалам курсов. Кроме того, руководство портала планирует ввести в обиход систему рейтингов и специальную поисковую систему для потенциальных работодателей. Цель последней — помочь менеджерам по персоналу различных компаний подобрать сотрудника необходимой квалификации и из нужного региона.
Вернемся на минутку к Coursera. Именно данный проект принято считать родоначальником пресловутого MOOCs-бума. Через год после своего создания Coursera набрал уже 3 миллиона слушателей бесплатных курсов. Для сравнения: получение образования в ведущем университете мира обойдется студенту от 40 до 80 тысяч долларов. Такие цены делают получение качественного высшего образования предметом роскоши. Понятно, что не все желающие могут себе такую роскошь позволить, Coursera же предоставляет бесплатные курсы, созданные лучшими мировыми преподавателями. Именно эта причина обуславливает рост популярности портала, что не может не угрожать мировому рынку образования.
Несмотря на явную угрозу рынку образования, ведущие университеты мира охотно сотрудничают с Coursera. Причина проста: сотрудничество с MOOCs-порталом — перспективный источник дохода. Руководство Coursera уже тестирует новую бизнес-стратегию, в основе которой лежит экономическая модель, популярная среди создателей онлайн-игр. Суть данной модели в следующем: базовый продукт (клиент игры или образовательные курсы) является бесплатным, а вот дополнительные услуги (например, вещи в игре или сертификат об окончании курсов) предоставляются проектом уже на платной основе. Среди последних, кроме получения сертификата, можно назвать лицензирование курсов для учебных заведений или работодателей и организацию совместных учебных программ с различными вузами.
Основную массу курсов Coursera составляют материалы по технологии производства, искусству и гуманитарным наукам. Бизнес-образованию же посвящено всего 13% контента. Между тем именно курсы по ведению бизнеса, экономике и финансам являются самыми популярными среди слушателей Coursera. Проанализировав данную тенденцию, создатели проекта Eduson.tv сделали упор на удовлетворение этого спроса.
Чем же обусловлен такой спрос на бизнес-образование? Как показывает статистика, в мире работает более 60 миллионов амбициозных менеджеров среднего звена. Все они нуждаются в получении качественного высшего бизнес-образования для успешного карьерного роста. Это что касается спроса. Теперь предложение. Известные бизнес-школы и соответствующие факультеты ведущих вузов мира могут принимать несколько сотен желающих в год. Множество таких желающих отсеивается на первом этапе поступления, так как цена за образование находится далеко за пределами финансовых возможностей большинства. Известные MOOCs-площадки не могут в полной мере удовлетворить потребности всех слушателей, нуждающихся в качественном бизнес-образовании по причине отсутствия необходимого контента. Поэтому у Eduson.tv есть все шансы заполнить этот пробел на мировом рынке образования и снискать популярность среди бизнес-сообщества.
Как уже было написано выше, в сфере интересов Eduson.tv лежит глобальный рынок. В ближайших планах руководства портала — подготовка специализированных курсов, адаптированных под аудиторию Бразилии, Индии и Китая.
Оставаясь верными выбранной стратегии, создатели Eduson.tv собрали самые популярные в сфере бизнеса дисциплины: маркетинг, финансы, управление, менеджмент и т.д. Стоимость одного такого курса от ведущих преподавателей мира составляет от 49 до 99 долларов. По прогнозам организаторов проекта, выручка от продажи одного курса составит за пять лет примерно 1 миллион долларов, 30% этой выручки будет перечислено автору курса в качестве гонорара.
Несмотря на довольно приличные гонорары именитые преподаватели поначалу неохотно шли на сотрудничество с Eduson.tv. Сыграло роль недоверие к совершенно неизвестному российскому проекту, у которого «за душой» не было даже собственного сайта. Наладить сотрудничество помогли лишь обширные связи с именитыми инвесторами, опыт работы в других проектах и хорошее понимание структуры и потребностей системы бизнес-образования. И если недоверие со стороны преподавателей преодолеть было не очень сложно, то борьба с организационным сопротивлением пошла не в пример тяжелее. Положительную роль сыграло лишь то, что идея создания специализированной дистанционной площадки, ориентированной на бизнес образование возникла в нужное время.