Открытые электронные курсы - будущее дистанционного образования

Открытые электронные курсы ― будущее дистанционного образования

На сегодняшний день многие американские штаты решают животрепещущий вопрос: как сделать так, чтобы высшее образование стало доступным для любого американца не только в материальном плане, но и в географическом? Калифорния и Флорида, например, ведут неравную борьбу с многочисленными открытыми электронными курсами. Политики, испытывая стресс от процессов, происходящих в системе образования, и от стоимости обучения, рассматривают каждый новый способ применения технологий дистанционного обучения как панацею проблемы, которую можно выразить так: «качественное образование по доступной цене». Другие же (включая большинство специалистов академического сообщества) рассматривают  массовые открытые электронные курсы (MOOCs) только как несущественный элемент образовательного процесса, а также соответствующих проблем, связанных с повышением эффективности и качества обучения.

Давайте обсудим три проблемы, в полный рост стоящие перед современной системой американского (и не только) образования: «цена» диплома, качество обучения и географическая (или физическая) доступность.

Цена вопроса

Согласно статистике, среднегодовая оплата обучения в частном американском колледже составляет 29065 долларов, а в государственном ― 8655 долларов. И это без учета расходов на питание, проживание и передвижение. Так, в 2011 году каждый новоиспеченный бакалавр имел кредитную задолженность перед банковским учреждением в размере не менее 26600 долларов, а в 2012 году эта сумма выросла до 27253 долларов. Исследователи такой неутешительной статистики прогнозируют, что количество случаев непогашения этой задолженности будет все время увеличиваться. Это негативный момент не только для банка, но и для самого выпускника. Изначально «подмочив репутацию» (читай кредитную историю), намного сложнее затем получить новый кредит, что плохо скажется на благосостоянии молодого специалиста.

Анализируя такую информацию, становится понятно, почему общество обеспокоено ростом расходов на получение образования. Поэтому вполне закономерно, что, когда появляются бесплатные и доступные дистанционные курсы, власти пытаются сэкономить с их помощью деньги, предназначенные для образовательной сферы. Как показали недавние исследования, политики и «академики» смогут достичь компромисса относительно потенциальной экономии средств таким способом. В ходе проведения исследования The Chronicle of Higher Education выяснилось: большинство преподавателей, имеющих опыт разработки MOOCs, полагают, что этот формат обучения позволит студентам значительно снизить расходы на получение диплома.

Итак, снижение расходов ― реальный факт. Теперь обратимся к географической доступности.

Широка страна моя родная…

По своей сути общедоступные дистанционные курсы ― это просто онлайн-версии тех курсов, которые преподаватели лучших университетов мира подготавливают для своих студентов. Единственным отличием MOOCs от обычного курса является количество слушателей. Простой электронный курс рассчитан максимум на 100 человек, в то время как MOOC может одновременно работать сразу с сотней тысяч слушателей. В данном случае доступные электронные курсы открывают новые перспективные каналы распространения знаний.

Как показали недавние исследования, главной причиной создания и развития MOOCs стало сильное желание многих специалистов в области обучения сделать высшее образование более доступным по всему миру. По истечении некоторого времени на практике было доказано ― MOOCs стоят того, чтобы тратить на них свои силы и время.

Понятно, что Интернету любые расстояния не помеха, а что же насчет качества обучения?

Относительно недорогой и возможный из любой точки мира доступ к знаниям ― это, конечно, хорошо, но встает вопрос: а действительно ли MOOCs могут подготовить достаточно грамотных и компетентных специалистов? Сами профессора, которые участвовали в создании таких курсов, считают процесс такого обучения довольно сложным, однако не скрывают, что сами они взяли на вооружение некоторые методы и приемы, которые могут помочь им в дальнейшей работе со студентами очной формы обучения. Вместе с тем практически все профессора-разработчики таких курсов единодушно утверждают, что самим MOOCs определенно не хватает эффективного метода определения успеваемости студентов. Каждое учебное заведение решает эту проблему по-своему. Так, например, преподаватели колледжа Excelsior используют экзамены и специализированные технологические решения, проходя которые студенты должны доказать, что то образование, которое они получили до этого, соответствует уровню вуза.

Подводя итоги, можно сказать, что открытые электронные курсы имеют огромный потенциал для повышения доступности, удешевления и обеспечения надлежащего качества образования. При этом MOOCs не хватает еще очень много чего для того, чтобы стать в один ряд с классическим и дистанционным образованием. Для того чтобы это сделать, разработчикам курсов необходимо больше внимания уделить слушателям и поддержанию их интереса к курсу, а также ― использованию надежных, эффективных и безопасных методов оценки результатов обучения. На данном же этапе развития MOOCs больше подходит для некоторых форм дополнительного обучения, но никак не может считаться альтернативой полноценному высшему образованию.

 

06.10.2014
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.