Коллега остро реагирует на любые замечания: как с ним общаться?
Иногда в рабочий коллектив приходит человек, который очень остро реагирует на профессиональные замечания со стороны руководства или коллег. У него может возникнуть бурная реакция в виде обид, слез или агрессии, даже если с ним разговаривали спокойно и конструктивно указывали на недочеты в мягкой форме.
Реакцией на такого собеседника будет желание уйти или включить ответные эмоции повысить тон, что только усугубит конфликт. Как выстраивать эффективную коммуникацию с такими коллегами и доносить до них свои замечания?
Почему коллегу задевают безобидные замечания?
Скорее всего, у вашего коллеги есть внутренние сомнения в своей компетентности, страх потерять работу или занижена самооценка. В редких случаях — наоборот, его представление о своей исключительности зашкаливает, а значит в его работе по умолчанию не может быть изъянов. Поэтому и претензии к его работе не принимаются. Может быть и так, что у этого сотрудника подобный стиль общения был принят на прошлой работе.
В любом случае, если человек сам не корректирует свое поведение, увидев, что другие не позволяют себе такой формат общения, то он не считает это нужным или просто не может себя контролировать. Вот несколько советов, которые помогут в общении с «трудным» коллегой.
Проявите эмпатию и понимание
Когда сотрудник остро реагирует на замечания, важно не поддаваться на провокации и не углублять конфликт. Вместо этого старайтесь проявить эмпатию и понимание к его эмоциональному состоянию. Попытайтесь представить себя на его месте и осознайте, что его реакция может быть связана с его незавершенными делами, личными проблемами или давлением на работе. Выразите свои сочувствие и готовность выслушать его точку зрения.
Подходите к разговорам с уважением и конструктивностью
Для сотрудника, склонного к острым реакциям, важно обеспечивать рабочую среду, где он почувствует себя уважаемым и ценным. При обсуждении проблем или давая замечания старайтесь использовать утверждения «я» вместо обвинений и формулировать свои мысли конструктивно. Например: не «ты невнятно объясняешь», а «я тебя не очень понял, расскажи подробнее, пожалуйста». Сфокусируйтесь на фактах и результате, а не на личностных характеристиках.
Предложите использовать методы саморегуляции эмоций
Часто люди испытывают трудности с контролем своих эмоций. Предложите сотруднику изучить методы саморегуляции эмоций: глубокое дыхание, медитацию или тренировки по снятию стресса. Помните, что вы ему не терапевт, поэтому делайте предложения о саморазвитии в дружелюбной и поддерживающей форме. Помогите сотруднику найти ссылки на материалы или обучающие программы, которые могут быть полезными для управления эмоциями.
Известный тренер по коммуникациям Марк Гоулстон выделяет 9 типов иррационального общения и предлагает техники, которые он применял в работе с людьми с ментальными расстройствами. Например, если ваш коллега слишком активно нападает на вас с критикой, он предоставляет вам возможность тренировать свое самообладание и не ввязываться в агрессивный разговор. Отнеситесь к этому как к возможности поработать над собой.