Интернационализация дистанционного обучения
Не все знают, что заочное обучение как самостоятельная форма появилось примерно 100 лет назад. Первыми были британцы, проживающие ближе к Короне, после них — периферия. В Советском Союзе помимо рабочих специальностей, которые заполонили все государственные предприятия, нужны были и экономисты, инженеры, учителя, поэтому заочников было много.
По сравнению с прошлым веком все изменилось. Теперь уже никто не получает по почте учебные и методические материалы, не отсылает на обратный адрес контрольные работы, дожидаясь заветной оценки. Дистанционное обучение предоставляет совершенно иные возможности. В качестве средства связи активно используется спутниковое или кабельное телевидение, интернет.
Сэр Джон Дэниелс, вице-председатель Открытого университета впервые заговорил в 1996 году об одной интересной идее. Согласно ей, в будущем можно было особым образом организовать систему дистанционного обучения. В одном вузе могли бы учиться сотни тысяч студентов с разных уголков планеты. Это решало бы одновременно множество задач: проблему образования, финансовые затраты на аренду помещения, заработную оплату преподавателям. Для того времени это была принципиально новая идея. Поэтому ее осуществление трудно было представить. В большинстве вузов Америки и Канады могло учиться только местное население.
Дистанционное обучение — для тех, кто привык жить быстро
В условиях современной жизни дистанционное образование — удобный вариант особенно для тех, кто привык жить в ногу со временем и не терять ни минуты. Темп жизни ускоряется с каждым днем. Все больше делается открытий в различных дисциплинах. Методы классической науки становятся слишком «тяжеловесными» и неудобными. Специалисты 21 века в любых областях ушли намного вперед в отличие от своих предшественников. С развитием технологий процесс усовершенствования становится необходимой задачей. Все меняется, не может стоять на одном месте и такой ключевой момент в жизни человеческого общества, как обучение. Получение диплома уже не стало завершенной точкой, это непрерывный процесс, обогащающий совершенно новыми знаниями и навыками.
Многие классические вузы Европы рассматривают дистанционное обучение как нечто противоречащее традиционной форме. Здесь нет ханжей, однако нарушить многолетние устои и традиции не решается никто. Все идет по одной известной системе и движется в одном направлении. Руководители университетов относятся слишком субъективно к самой идее и не спешат внедрять дистанционное обучение в систему образования, поскольку считают, что таким образом сложно идентифицировать студента. Невозможно проверить, кто сдает контрольные тесты или экзамен — удаленный студент или кто-то другой.
В связи с этим очень часто необходимым условием обучения по дистанционной программе становится очная сдача сессии. Здесь уже преподаватель может оценить знания студента, видя его перед собой. Не для всех легко осознать факт, что обучение может быть качественным без непосредственного контакта студента и преподавателя. Это сложившийся стереотип и его тяжело нарушить.
Современные системы
Современные технологические и телекоммуникационные инструменты стремительно развиваются. Все становится доступней с каждым годом ввиду огромного объема производства, а что-то можно получить бесплатно в интернете. Еще совсем недавно за хороший полупрофессиональный цифровой фотоаппарат необходимо было отдать целое состояние, а сейчас подобное можно купить на студенческую стипендию. Современные стандарты самых простых средств связи настолько высоки, что многие пока еще даже не разобрались в них. Для дистанционного обучения успешно используются самые различные технологии, в том числе и цифровое телевидение, которым теперь никого не удивишь. Оно стало обычным явлением в доме почти любой домохозяйки.
В последние десятилетия в образовательных программах за рубежом произошли масштабные изменения. Их связывают с все более повышающейся интенсивностью развития технологической отрасли, что не может не оказывать влияния на различные сферы человеческой жизни. Складывается впечатление, что совсем скоро станет само собой разумеющимся наличие у каждого трудящегося гражданина высшего образования по самым лучшим стандартам. Дальнейшее существование, возможно, потребует знания в различных областях, что может предоставить ДО, не нарушая обычного течения жизни.
Если бы все люди учились в традиционном университете на очной форме обучения, невозможно представить, как бы справился с таким потоком государственный бюджет. Даже такие развитые страны как Россия или Великобритания испытывали бы определенные трудности. Поэтому вполне закономерным является тот факт, что за последние 30 лет число людей, которые решили получить высшее образование иными методами, нежели классический вуз, постоянно растет. В некоторых районах этот показатель даже превалирует над выбором в пользу классических учебных учреждений. Однако вместе с тем число последних, использующих методы традиционного обучения, также стабильно увеличивается. Среди некоторых исследователей ходит мнение о том, что спустя некоторое время традиционное обучение совершенно будет подавлено другими методами, и в качестве основного будет выступать именно дистанционное.
Потребность человека получить диплом о высшем образовании вполне разумна, но наряду с этим все больше тенденций можно наблюдать в связи с основанием так называемых международных систем образования. Черты интернационализации просвечиваются не только в содержании, но и в методических материалах обучения, формах организации учебного процесса. Постепенно высшее образование становится не просто информационным продуктом, но и капиталом, средством противостояния за лучшую нишу на рынке, инструментом решения политических и геополитических задач. Во всех этих процессах главное значение будут иметь методы, базированные на современных технологических новинках. Существует множество различных систем, которые предусматривают применение инструментов телекоммуникации.
Стратегически важной целью для дистанционного обучения в России является возможность предоставить для каждого студента изучение программы любого учебного центра. Разница налицо, она начинается с того, что с физического уровня все перемещаются на абсолютно новую, нематериальную ступень. Совершенно новые ресурсы позволяют должным образом распределить знания, используя каналы мирового значения.