Высшее образование Второе высшее/Магистратура MBA/mini MBA Профпереподготовка
Бухгалтерский учет Безопасность Делопроизводство. Секретариат Гос. управление Госзакупки Дизайн Журналистика Имидж и стиль История Компьютеры. ИТ Красота и здоровье Культура. Искусство Лингвистика Логистика Складская логистика Логистика закупок Транспортное обеспечение логистики Маркетинг. Реклама. PR Интернет-маркетинг Машиностроение. Транспорт Медицина. Фармация Международные отношения Менеджмент Нефтегазовая промышленность Политология Продажи Продукты питания Психология Психотерапия и психологическое консультирование Психолого-Педагогическое Коррекционная педагогика и психология Логопедия и детская речь Менеджмент в социальной сфере Общая дефектология Общая педагогика и психология Педагогика и методика дополнительного образования Педагогика и методика начального образования Cоциальная психология и социальная работа Теория и методика дошкольного образования Предметная подготовка учителей Регионоведение Сельское хозяйство Животноводство Растениеводство Ветеринария Ландшафтный дизайн Пчеловодство Рыбоводство Флористика Лесное и лесопарковое хозяйство Сервис. Туризм Социальная работа Социология Строительство. Архитектура Электроэнергетика и электротехника Транспорт и дороги Автоматизация в строительстве Изыскания и горное дело Инженерные системы Экономика и менеджмент Эксплуатация и управление Проектирование Строительный контроль и надзор Охрана труда Спорт и спортивная практика Теплоэнергетика и теплотехника Торговля. Розница Управление персоналом Управление производством Физическая культура и воспитание Финансы. Экономика Экология Экспертиза и оценка Электроэнергетика и электротехника Юриспруденция
Повышение квалификации
Бухгалтерский учет Безопасность Делопроизводство. Секретариат Гос. управление Госзакупки Дизайн Журналистика История Компьютеры. ИТ Академия Cisco Красота и здоровье Культура. Искусство Лингвистика Логистика Складская логистика Логистика закупок Транспортное обеспечение логистики Маркетинг. Реклама. PR Интернет-маркетинг Машиностроение. Транспорт Медицина. Фармация Международные отношения Менеджмент Нефтегазовая промышленность Политология Продажи Продукты питания Психология Психотерапия и психологическое консультирование Психолого-Педагогическое Коррекционная педагогика и психология Логопедия и детская речь Менеджмент в социальной сфере Общая дефектология Общая педагогика и психология Педагогика и методика дополнительного образования Педагогика и методика начального образования Педагогика одаренности и развития способностей Cоциальная психология и социальная работа Теория и методика дошкольного образования Предметная подготовка учителей Регионоведение Сельское хозяйство Животноводство Растениеводство Ветеринария Ландшафтный дизайн Охота и охотничье хозяйство Грибоводство Сервис. Туризм Социальная работа Социология Строительство. Архитектура Электроэнергетика и электротехника Транспорт и дороги Промышленное и гражданское строительство Автоматизация в строительстве Изыскания и горное дело Инженерные системы Экономика и менеджмент Эксплуатация и управление Проектирование Строительный контроль и надзор Охрана труда Спорт и спортивная практика Теплоэнергетика и теплотехника Торговля. Розница Управление персоналом Управление производством Физическая культура и воспитание Финансы. Экономика Экология Экспертиза и оценка Электроэнергетика и электротехника Юриспруденция
Колледж Профобучение

Знания со вкусом огурцов

Знания со вкусом огурцов

Как известно, эффективность неформального обучения состоит в том, что человек получает знания в непринужденной обстановке, а это, в свою очередь, способствует быстрому усвоению информации. Источниками знанийдля такого вида обучения могут быть коллеги, знакомые, друзья и, конечно же, Его Величество Интернет. У неформального дистанционного обучения есть один существенный недостаток ― множество источников, содержащих довольно большой объем нужной и ненужной(?) информации.

Что же делать в таком случае?

Давайте поговорим об этом.

Рассмотрим вышеуказанную ситуацию на примере… огурцов. А если точнее ― их консервирования. Каждая хозяйка имеет в загашнике минимум один-два рецепта и «целый мешок» маленьких хитростей, используемых при консервации. Например, оптимальное количество соли, необходимое на трехлитровую банку, легко умещается в трех спичечных коробках. А немного «подгулявшие» огурцы после замачивания их в холодной воде на несколько часов снова станут свежими и готовыми к засолке.

Таких вот хитростей и придумок у каждой уважающей себя «королевы кухни» вагон и маленькая тележка. А рецепты ― это вообще тема для трех докторских и одной кандидатской. Если попробовать маринованные огурцы у разных хозяек, то вряд ли Вы найдете два совершенно одинаковых на вкус, цвет и запах овоща. А почему? Все просто: каждая хозяйка имеет в своем активе несколько собственных уникальных рецептов. Представляете, как было бы здорово, если бы была возможность собрать рецепты у всех хозяек мира и создать на их основе подробную базу данных. Открываешь такую базу ― и у тебя тут же появляется возможность «закатать» пару банок остреньких «тещиных огурчиков» или нежно-хрустящих «маминых». Ну,и конечно же, полбочонка малосольных «как готовит тетка жены лучшего друга»!

Хорошо. Но вопрос как раз таки в том, как систематизировать полученную информацию. Можно тренировать память и запоминать количество и размер листков смородины, последовательность помещения горошин перца в банку и т.д. ― вариант конечно хороший, но не слишком надежный. Второй вариант ― записывать рецепты в блокнот от руки, однако этот способ при современном развитии технологий теряет свою актуальность и привлекательность. Покупка огромной кулинарной книги с кучей картинок и местом для заметок в конце ― тоже хороший вариант, но современные хозяйки все чаще и чаще брезгливо морщатся, услышав такое предложение. Они предпочитают «погуглить» рецепты в интернете, получая в ответ на запрос тысячи ссылок на профессиональные и любительские кулинарные сайты с рисунками, фотографиями (и прочими элементами мультимедиа), а также советами и комментариями «коллег».

Каждый из вышеперечисленных способов по-своему хорош. Однако самым главным недостатком, объединяющим их все, является хаотичность, отсутствие гибкой структуры и логических связей между компонентами полученной информации. Процесс поиска, редактирования и запоминания информации сильно затруднен. К тому же такой процесс получения знаний сопряжен с дополнительными трудностями, такими как: покупка нового блокнота (так как старый уже распух от закладок и газетных вырезок), постоянное включение компьютера и подключение к интернету (а также отсев из полученного «вороха» ссылок ненужного мусора) и т.д. Это конечно не смертельно, однако требует затрат значительного количества свободного времени и сил.

ДКЗ

Вполне актуальный и вполне подходящий современному информационному обществу способ накопления, развития и передачи знаний при любомобучении, в том числе дистанционном неформальном, подразумевает формирование так называемой «динамической карты знаний» (ДКЗ). При использовании этого способа выполнение трех основных задач (накопление, трансформация и передача знаний) происходит комплексно. Давайте рассмотрим этот способ с точки зрения этимологии названия и на примере все тех же огурцов.

Почему все-таки карта? Очень просто. Структура организации информации при данном способе накопления знаний представляет собой многоуровневую схему с разделами, подразделами, ветвями и взаимосвязями. Лучше всего в данном случае подойдет термин «категоризация знаний». Он предполагает разграничение элементов получаемых знаний по различным категориям (где используется, как используется, когда используется и т.д.). Например, кулинарная книга тещи состоит из нескольких базовых разделов: «Супы», «Гарниры», «Компоты», «Выпечка», «Засолка овощей» и т.д. Далее, тот же раздел «Засолка овощей» включает в себя подразделы, названия которых идентичны овощам, «позволяющим» себя консервировать. Вернемся к подразделу «Огурцы» (который, собственно, нас и интересует). Эта ветка разделяется на всевозможные действия, которые можно сделать с огурцами: маринование, соление и т.д. Раз уж речь зашла о мариновании, то этот класс действий мы и будем рассматривать.

В этом «множество раз под» разделе теща собрала огромную кучу рецептов маринования огурцов, полученных ею из разных источников за всю жизнь. Каждый из рецептов, в свою очередь, делится на три категории:

  1. Ингредиенты: здесь описано все то, что ложится в банку.
  2. Технология: описывается алгоритм действий, необходимых для «правильных» огурцов.
  3. Техническая спецификация: все агрегаты и приспособления, участвующие в процессе (от бубна до ключа).

Таким образом, тещина линия по производству маринованных огурцов включает в себя несколько ключевых точек, связанных воедино и находящихся в индуктивной иерархии. При этом, категории «технология», «ингредиенты» и «техническая спецификация» ― отдельные узлы, никак не связанные между собой и включающие в себя строго определенный список действий и предметов, отступление от которого может привести к плачевному конечному результату. 

Теперь поговорим о том, почему эту карту называют динамической. Собственно говоря, динамичность ― это одно из ключевых понятий данного способа структуризации и накопления знаний. Обычно такие карты составляются в электронном виде, и любой, кто имеет к ним доступ, может отредактировать ключевые точки, структуру и отдельные данные.

Преемственность ДКЗ ― одно из несомненных его достоинств. Как говорилось выше, к карте можно организовать доступ некоторым людям, которые смогут развивать ее, дополняя новой информацией. Так, например, теща передала свою кулинарную книгу дочери, которая поначалу была «обоснованным периферическим участником», читая рецепты и рассматривая картинки. По истечении некоторого времени дочь уже сама стала дополнять кулинарную книгу мамы, добавляя в нее новые ветки и исправляя ошибки в старых рецептах.

Таким образом, простые маринованные огурцы помогли нам рассмотреть довольно сложную технологию управления знаниями. Такой «карточный» подход практически повсеместно используется многими серьезными дистанционными бизнес-школами и «продвинутыми» менеджерами. Правильно сформированная ДКЗ увеличивает ценность полученных на выходе знаний при любых видах обучения. 

21.05.2014
Разрешается перепечатка материалов при размещении гиперссылки на http://bakalavr-magistr.ru

Выберите обучение

Высшее образование

Финансы. Экономика
Бухгалтерский учет
Маркетинг. Реклама. PR
Сервис. Туризм
Менеджмент
Компьютеры. ИТ
Юриспруденция
Радиосвязь. Радиотехника
Гос. управление
Электроника
Психология
Психолого-Педагогическое
Дизайн
Логистика
Управление производством
Журналистика
Управление персоналом

Второе высшее/Магистратура

Юриспруденция
Менеджмент
Финансы. Экономика
Гос. управление
Компьютеры. ИТ
Маркетинг. Реклама. PR
Бухгалтерский учет
Психология
Сервис. Туризм
Психолого-Педагогическое
Электроника
Радиосвязь. Радиотехника
Дизайн
Журналистика
Логистика
Управление персоналом

MBA/mini MBA

Менеджмент
Сервис. Туризм
Управление персоналом
Маркетинг. Реклама. PR
Финансы. Экономика
Торговля. Розница
Строительство. Архитектура
Компьютеры. ИТ
Управление производством
Продажи
Безопасность
Гос. управление
Электроэнергетика и электротехника
Сельское хозяйство
Экология
Продукты питания
Логистика
Медицина. Фармация
Физическая культура и воспитание
Спорт и спортивная практика
Красота и здоровье
Социальная работа
Директорские курсы

Профпереподготовка

Медицина. Фармация
Менеджмент
Маркетинг. Реклама. PR
Управление производством
Сервис. Туризм
Управление персоналом
Логистика
Продажи
Финансы. Экономика
Сельское хозяйство
Физическая культура и воспитание
Спорт и спортивная практика
Красота и здоровье
Продукты питания
Торговля. Розница
Экология
Электроэнергетика и электротехника
Компьютеры. ИТ
Строительство. Архитектура
Безопасность
Экспертиза и оценка
Юриспруденция
Нефтегазовая промышленность
Бухгалтерский учет
Машиностроение. Транспорт
Психолого-Педагогическое
Психология
Гос. управление
Имидж и стиль
Охрана труда
Дизайн
История
Социальная работа
Международные отношения
Делопроизводство. Секретариат
Журналистика
Культура. Искусство
Политология
Социология
Лингвистика
Регионоведение
Теплоэнергетика и теплотехника

Повышение квалификации

Управление персоналом
Маркетинг. Реклама. PR
Финансы. Экономика
Торговля. Розница
Менеджмент
Продажи
Логистика
Сервис. Туризм
Экспертиза и оценка
Компьютеры. ИТ
Нефтегазовая промышленность
Строительство. Архитектура
Бухгалтерский учет
Безопасность
Машиностроение. Транспорт
Психолого-Педагогическое
Медицина. Фармация
Психология
Гос. управление
Социальная работа
Делопроизводство. Секретариат
Охрана труда
Лингвистика
Юриспруденция
Физическая культура и воспитание
Электроэнергетика и электротехника
Международные отношения
Дизайн
Культура. Искусство
Политология
Социология
Управление производством
Регионоведение
История
Экология
Красота и здоровье
Продукты питания
Теплоэнергетика и теплотехника
Сельское хозяйство
Спорт и спортивная практика
Журналистика

Колледж

Финансы. Экономика
Сервис. Туризм
Торговля. Розница
Логистика
Компьютеры. ИТ
Бухгалтерский учет
Юриспруденция
Социальная работа
Психолого-Педагогическое
Менеджмент
Продажи
Электроэнергетика и электротехника

Профобучение

Делопроизводство. Секретариат
Медицина. Фармация
Психолого-Педагогическое
Дизайн
Компьютеры. ИТ
Социальная работа
Бухгалтерский учет
Финансы. Экономика
Имидж и стиль
Торговля. Розница
Логистика
Сельское хозяйство
Нефтегазовая промышленность
Менеджмент
Высшее образование Второе высшее/Магистратура MBA/mini MBA Профпереподготовка
Бухгалтерский учет Безопасность Делопроизводство. Секретариат Гос. управление Госзакупки Дизайн Журналистика Имидж и стиль История Компьютеры. ИТ Красота и здоровье Культура. Искусство Лингвистика Логистика Складская логистика Логистика закупок Транспортное обеспечение логистики Маркетинг. Реклама. PR Интернет-маркетинг Машиностроение. Транспорт Медицина. Фармация Международные отношения Менеджмент Нефтегазовая промышленность Политология Продажи Продукты питания Психология Психотерапия и психологическое консультирование Психолого-Педагогическое Коррекционная педагогика и психология Логопедия и детская речь Менеджмент в социальной сфере Общая дефектология Общая педагогика и психология Педагогика и методика дополнительного образования Педагогика и методика начального образования Cоциальная психология и социальная работа Теория и методика дошкольного образования Предметная подготовка учителей Регионоведение Сельское хозяйство Животноводство Растениеводство Ветеринария Ландшафтный дизайн Пчеловодство Рыбоводство Флористика Лесное и лесопарковое хозяйство Сервис. Туризм Социальная работа Социология Строительство. Архитектура Электроэнергетика и электротехника Транспорт и дороги Автоматизация в строительстве Изыскания и горное дело Инженерные системы Экономика и менеджмент Эксплуатация и управление Проектирование Строительный контроль и надзор Охрана труда Спорт и спортивная практика Теплоэнергетика и теплотехника Торговля. Розница Управление персоналом Управление производством Физическая культура и воспитание Финансы. Экономика Экология Экспертиза и оценка Электроэнергетика и электротехника Юриспруденция
Повышение квалификации
Бухгалтерский учет Безопасность Делопроизводство. Секретариат Гос. управление Госзакупки Дизайн Журналистика История Компьютеры. ИТ Академия Cisco Красота и здоровье Культура. Искусство Лингвистика Логистика Складская логистика Логистика закупок Транспортное обеспечение логистики Маркетинг. Реклама. PR Интернет-маркетинг Машиностроение. Транспорт Медицина. Фармация Международные отношения Менеджмент Нефтегазовая промышленность Политология Продажи Продукты питания Психология Психотерапия и психологическое консультирование Психолого-Педагогическое Коррекционная педагогика и психология Логопедия и детская речь Менеджмент в социальной сфере Общая дефектология Общая педагогика и психология Педагогика и методика дополнительного образования Педагогика и методика начального образования Педагогика одаренности и развития способностей Cоциальная психология и социальная работа Теория и методика дошкольного образования Предметная подготовка учителей Регионоведение Сельское хозяйство Животноводство Растениеводство Ветеринария Ландшафтный дизайн Охота и охотничье хозяйство Грибоводство Сервис. Туризм Социальная работа Социология Строительство. Архитектура Электроэнергетика и электротехника Транспорт и дороги Промышленное и гражданское строительство Автоматизация в строительстве Изыскания и горное дело Инженерные системы Экономика и менеджмент Эксплуатация и управление Проектирование Строительный контроль и надзор Охрана труда Спорт и спортивная практика Теплоэнергетика и теплотехника Торговля. Розница Управление персоналом Управление производством Физическая культура и воспитание Финансы. Экономика Экология Экспертиза и оценка Электроэнергетика и электротехника Юриспруденция
Колледж Профобучение

Карта сайта

Дистанционное обучение в вузах. Получайте дистанционное образование! Каталог дистанционных программ. Каталог вузов России