Высшее образование Второе высшее/Магистратура MBA/mini MBA Профпереподготовка
Бухгалтерский учет Безопасность Делопроизводство. Секретариат Гос. управление Госзакупки Дизайн Журналистика Имидж и стиль История Компьютеры. ИТ Красота и здоровье Культура. Искусство Лингвистика Логистика Складская логистика Логистика закупок Транспортное обеспечение логистики Маркетинг. Реклама. PR Интернет-маркетинг Машиностроение. Транспорт Медицина. Фармация Международные отношения Менеджмент Нефтегазовая промышленность Политология Продажи Продукты питания Психология Психотерапия и психологическое консультирование Психолого-Педагогическое Коррекционная педагогика и психология Логопедия и детская речь Менеджмент в социальной сфере Общая дефектология Общая педагогика и психология Педагогика и методика дополнительного образования Педагогика и методика начального образования Cоциальная психология и социальная работа Теория и методика дошкольного образования Предметная подготовка учителей Регионоведение Сельское хозяйство Животноводство Растениеводство Ветеринария Ландшафтный дизайн Пчеловодство Рыбоводство Флористика Лесное и лесопарковое хозяйство Сервис. Туризм Социальная работа Социология Строительство. Архитектура Электроэнергетика и электротехника Транспорт и дороги Автоматизация в строительстве Изыскания и горное дело Инженерные системы Экономика и менеджмент Эксплуатация и управление Проектирование Строительный контроль и надзор Охрана труда Спорт и спортивная практика Теплоэнергетика и теплотехника Торговля. Розница Управление персоналом Управление производством Физическая культура и воспитание Финансы. Экономика Экология Экспертиза и оценка Электроэнергетика и электротехника Юриспруденция
Повышение квалификации
Бухгалтерский учет Безопасность Делопроизводство. Секретариат Гос. управление Госзакупки Дизайн История Компьютеры. ИТ Академия Cisco Красота и здоровье Культура. Искусство Лингвистика Логистика Складская логистика Логистика закупок Транспортное обеспечение логистики Маркетинг. Реклама. PR Интернет-маркетинг Машиностроение. Транспорт Медицина. Фармация Международные отношения Менеджмент Нефтегазовая промышленность Политология Продажи Продукты питания Психология Психотерапия и психологическое консультирование Психолого-Педагогическое Коррекционная педагогика и психология Логопедия и детская речь Менеджмент в социальной сфере Общая дефектология Общая педагогика и психология Педагогика и методика дополнительного образования Педагогика и методика начального образования Педагогика одаренности и развития способностей Cоциальная психология и социальная работа Теория и методика дошкольного образования Предметная подготовка учителей Регионоведение Сельское хозяйство Животноводство Растениеводство Ветеринария Ландшафтный дизайн Охота и охотничье хозяйство Грибоводство Сервис. Туризм Социальная работа Социология Строительство. Архитектура Электроэнергетика и электротехника Транспорт и дороги Промышленное и гражданское строительство Автоматизация в строительстве Изыскания и горное дело Инженерные системы Экономика и менеджмент Эксплуатация и управление Проектирование Строительный контроль и надзор Охрана труда Спорт и спортивная практика Теплоэнергетика и теплотехника Торговля. Розница Управление персоналом Управление производством Физическая культура и воспитание Финансы. Экономика Экология Экспертиза и оценка Электроэнергетика и электротехника Юриспруденция
Колледж Профобучение

Знания со вкусом огурцов

Знания со вкусом огурцов

Как известно, эффективность неформального обучения состоит в том, что человек получает знания в непринужденной обстановке, а это, в свою очередь, способствует быстрому усвоению информации. Источниками знанийдля такого вида обучения могут быть коллеги, знакомые, друзья и, конечно же, Его Величество Интернет. У неформального дистанционного обучения есть один существенный недостаток ― множество источников, содержащих довольно большой объем нужной и ненужной(?) информации.

Что же делать в таком случае?

Давайте поговорим об этом.

Рассмотрим вышеуказанную ситуацию на примере… огурцов. А если точнее ― их консервирования. Каждая хозяйка имеет в загашнике минимум один-два рецепта и «целый мешок» маленьких хитростей, используемых при консервации. Например, оптимальное количество соли, необходимое на трехлитровую банку, легко умещается в трех спичечных коробках. А немного «подгулявшие» огурцы после замачивания их в холодной воде на несколько часов снова станут свежими и готовыми к засолке.

Таких вот хитростей и придумок у каждой уважающей себя «королевы кухни» вагон и маленькая тележка. А рецепты ― это вообще тема для трех докторских и одной кандидатской. Если попробовать маринованные огурцы у разных хозяек, то вряд ли Вы найдете два совершенно одинаковых на вкус, цвет и запах овоща. А почему? Все просто: каждая хозяйка имеет в своем активе несколько собственных уникальных рецептов. Представляете, как было бы здорово, если бы была возможность собрать рецепты у всех хозяек мира и создать на их основе подробную базу данных. Открываешь такую базу ― и у тебя тут же появляется возможность «закатать» пару банок остреньких «тещиных огурчиков» или нежно-хрустящих «маминых». Ну,и конечно же, полбочонка малосольных «как готовит тетка жены лучшего друга»!

Хорошо. Но вопрос как раз таки в том, как систематизировать полученную информацию. Можно тренировать память и запоминать количество и размер листков смородины, последовательность помещения горошин перца в банку и т.д. ― вариант конечно хороший, но не слишком надежный. Второй вариант ― записывать рецепты в блокнот от руки, однако этот способ при современном развитии технологий теряет свою актуальность и привлекательность. Покупка огромной кулинарной книги с кучей картинок и местом для заметок в конце ― тоже хороший вариант, но современные хозяйки все чаще и чаще брезгливо морщатся, услышав такое предложение. Они предпочитают «погуглить» рецепты в интернете, получая в ответ на запрос тысячи ссылок на профессиональные и любительские кулинарные сайты с рисунками, фотографиями (и прочими элементами мультимедиа), а также советами и комментариями «коллег».

Каждый из вышеперечисленных способов по-своему хорош. Однако самым главным недостатком, объединяющим их все, является хаотичность, отсутствие гибкой структуры и логических связей между компонентами полученной информации. Процесс поиска, редактирования и запоминания информации сильно затруднен. К тому же такой процесс получения знаний сопряжен с дополнительными трудностями, такими как: покупка нового блокнота (так как старый уже распух от закладок и газетных вырезок), постоянное включение компьютера и подключение к интернету (а также отсев из полученного «вороха» ссылок ненужного мусора) и т.д. Это конечно не смертельно, однако требует затрат значительного количества свободного времени и сил.

ДКЗ

Вполне актуальный и вполне подходящий современному информационному обществу способ накопления, развития и передачи знаний при любомобучении, в том числе дистанционном неформальном, подразумевает формирование так называемой «динамической карты знаний» (ДКЗ). При использовании этого способа выполнение трех основных задач (накопление, трансформация и передача знаний) происходит комплексно. Давайте рассмотрим этот способ с точки зрения этимологии названия и на примере все тех же огурцов.

Почему все-таки карта? Очень просто. Структура организации информации при данном способе накопления знаний представляет собой многоуровневую схему с разделами, подразделами, ветвями и взаимосвязями. Лучше всего в данном случае подойдет термин «категоризация знаний». Он предполагает разграничение элементов получаемых знаний по различным категориям (где используется, как используется, когда используется и т.д.). Например, кулинарная книга тещи состоит из нескольких базовых разделов: «Супы», «Гарниры», «Компоты», «Выпечка», «Засолка овощей» и т.д. Далее, тот же раздел «Засолка овощей» включает в себя подразделы, названия которых идентичны овощам, «позволяющим» себя консервировать. Вернемся к подразделу «Огурцы» (который, собственно, нас и интересует). Эта ветка разделяется на всевозможные действия, которые можно сделать с огурцами: маринование, соление и т.д. Раз уж речь зашла о мариновании, то этот класс действий мы и будем рассматривать.

В этом «множество раз под» разделе теща собрала огромную кучу рецептов маринования огурцов, полученных ею из разных источников за всю жизнь. Каждый из рецептов, в свою очередь, делится на три категории:

  1. Ингредиенты: здесь описано все то, что ложится в банку.
  2. Технология: описывается алгоритм действий, необходимых для «правильных» огурцов.
  3. Техническая спецификация: все агрегаты и приспособления, участвующие в процессе (от бубна до ключа).

Таким образом, тещина линия по производству маринованных огурцов включает в себя несколько ключевых точек, связанных воедино и находящихся в индуктивной иерархии. При этом, категории «технология», «ингредиенты» и «техническая спецификация» ― отдельные узлы, никак не связанные между собой и включающие в себя строго определенный список действий и предметов, отступление от которого может привести к плачевному конечному результату. 

Теперь поговорим о том, почему эту карту называют динамической. Собственно говоря, динамичность ― это одно из ключевых понятий данного способа структуризации и накопления знаний. Обычно такие карты составляются в электронном виде, и любой, кто имеет к ним доступ, может отредактировать ключевые точки, структуру и отдельные данные.

Преемственность ДКЗ ― одно из несомненных его достоинств. Как говорилось выше, к карте можно организовать доступ некоторым людям, которые смогут развивать ее, дополняя новой информацией. Так, например, теща передала свою кулинарную книгу дочери, которая поначалу была «обоснованным периферическим участником», читая рецепты и рассматривая картинки. По истечении некоторого времени дочь уже сама стала дополнять кулинарную книгу мамы, добавляя в нее новые ветки и исправляя ошибки в старых рецептах.

Таким образом, простые маринованные огурцы помогли нам рассмотреть довольно сложную технологию управления знаниями. Такой «карточный» подход практически повсеместно используется многими серьезными дистанционными бизнес-школами и «продвинутыми» менеджерами. Правильно сформированная ДКЗ увеличивает ценность полученных на выходе знаний при любых видах обучения. 

21.05.2014
Разрешается перепечатка материалов при размещении гиперссылки на http://bakalavr-magistr.ru

Выберите обучение

Высшее образование

Финансы. Экономика
Бухгалтерский учет
Маркетинг. Реклама. PR
Сервис. Туризм
Менеджмент
Компьютеры. ИТ
Юриспруденция
Радиосвязь. Радиотехника
Гос. управление
Электроника
Психология
Безопасность
Торговля. Розница
Управление персоналом
Управление производством
Электроэнергетика и электротехника
Физическая культура и воспитание
Психолого-Педагогическое
Логистика
Строительство. Архитектура
Продукты питания
Дизайн
Таможенное дело
Теплоэнергетика и теплотехника
Журналистика
Экология
Машиностроение. Транспорт
Культура. Искусство

Второе высшее/Магистратура

Юриспруденция
Менеджмент
Финансы. Экономика
Гос. управление
Компьютеры. ИТ
Маркетинг. Реклама. PR
Бухгалтерский учет
Психология
Сервис. Туризм
Психолого-Педагогическое
Электроника
Радиосвязь. Радиотехника
Безопасность
Дизайн
Теплоэнергетика и теплотехника
Логистика
Строительство. Архитектура
Таможенное дело
Физическая культура и воспитание
Электроэнергетика и электротехника
Журналистика
Управление персоналом

MBA/mini MBA

Менеджмент
Сервис. Туризм
Управление персоналом
Маркетинг. Реклама. PR
Финансы. Экономика
Торговля. Розница
Строительство. Архитектура
Компьютеры. ИТ
Управление производством
Продажи
Безопасность
Гос. управление
Электроэнергетика и электротехника
Сельское хозяйство
Экология
Продукты питания
Логистика
Медицина. Фармация
Физическая культура и воспитание
Спорт и спортивная практика
Красота и здоровье
Социальная работа
Директорские курсы

Профпереподготовка

Медицина. Фармация
Менеджмент
Маркетинг. Реклама. PR
Управление производством
Сервис. Туризм
Управление персоналом
Логистика
Продажи
Финансы. Экономика
Сельское хозяйство
Физическая культура и воспитание
Спорт и спортивная практика
Красота и здоровье
Продукты питания
Торговля. Розница
Экология
Электроэнергетика и электротехника
Компьютеры. ИТ
Строительство. Архитектура
Безопасность
Экспертиза и оценка
Юриспруденция
Нефтегазовая промышленность
Бухгалтерский учет
Машиностроение. Транспорт
Психолого-Педагогическое
Психология
Гос. управление
Имидж и стиль
Охрана труда
Дизайн
История
Социальная работа
Международные отношения
Делопроизводство. Секретариат
Журналистика
Культура. Искусство
Политология
Социология
Лингвистика
Регионоведение
Теплоэнергетика и теплотехника

Повышение квалификации

Управление персоналом
Маркетинг. Реклама. PR
Финансы. Экономика
Торговля. Розница
Менеджмент
Продажи
Логистика
Сервис. Туризм
Экспертиза и оценка
Компьютеры. ИТ
Нефтегазовая промышленность
Строительство. Архитектура
Бухгалтерский учет
Безопасность
Машиностроение. Транспорт
Психолого-Педагогическое
Медицина. Фармация
Психология
Гос. управление
Социальная работа
Делопроизводство. Секретариат
Охрана труда
Лингвистика
Юриспруденция
Физическая культура и воспитание
Электроэнергетика и электротехника
Международные отношения
Дизайн
Культура. Искусство
Политология
Социология
Управление производством
Регионоведение
История
Экология
Красота и здоровье
Продукты питания
Теплоэнергетика и теплотехника
Сельское хозяйство
Спорт и спортивная практика

Колледж

Финансы. Экономика
Сервис. Туризм
Торговля. Розница
Логистика
Компьютеры. ИТ
Бухгалтерский учет
Юриспруденция
Социальная работа
Психолого-Педагогическое
Менеджмент
Маркетинг. Реклама. PR
Продажи
Электроэнергетика и электротехника

Профобучение

Делопроизводство. Секретариат
Медицина. Фармация
Психолого-Педагогическое
Дизайн
Компьютеры. ИТ
Социальная работа
Бухгалтерский учет
Финансы. Экономика
Имидж и стиль
Торговля. Розница
Сельское хозяйство
Культура. Искусство
Красота и здоровье
Нефтегазовая промышленность
Менеджмент
Логистика
Высшее образование Второе высшее/Магистратура MBA/mini MBA Профпереподготовка
Бухгалтерский учет Безопасность Делопроизводство. Секретариат Гос. управление Госзакупки Дизайн Журналистика Имидж и стиль История Компьютеры. ИТ Красота и здоровье Культура. Искусство Лингвистика Логистика Складская логистика Логистика закупок Транспортное обеспечение логистики Маркетинг. Реклама. PR Интернет-маркетинг Машиностроение. Транспорт Медицина. Фармация Международные отношения Менеджмент Нефтегазовая промышленность Политология Продажи Продукты питания Психология Психотерапия и психологическое консультирование Психолого-Педагогическое Коррекционная педагогика и психология Логопедия и детская речь Менеджмент в социальной сфере Общая дефектология Общая педагогика и психология Педагогика и методика дополнительного образования Педагогика и методика начального образования Cоциальная психология и социальная работа Теория и методика дошкольного образования Предметная подготовка учителей Регионоведение Сельское хозяйство Животноводство Растениеводство Ветеринария Ландшафтный дизайн Пчеловодство Рыбоводство Флористика Лесное и лесопарковое хозяйство Сервис. Туризм Социальная работа Социология Строительство. Архитектура Электроэнергетика и электротехника Транспорт и дороги Автоматизация в строительстве Изыскания и горное дело Инженерные системы Экономика и менеджмент Эксплуатация и управление Проектирование Строительный контроль и надзор Охрана труда Спорт и спортивная практика Теплоэнергетика и теплотехника Торговля. Розница Управление персоналом Управление производством Физическая культура и воспитание Финансы. Экономика Экология Экспертиза и оценка Электроэнергетика и электротехника Юриспруденция
Повышение квалификации
Бухгалтерский учет Безопасность Делопроизводство. Секретариат Гос. управление Госзакупки Дизайн История Компьютеры. ИТ Академия Cisco Красота и здоровье Культура. Искусство Лингвистика Логистика Складская логистика Логистика закупок Транспортное обеспечение логистики Маркетинг. Реклама. PR Интернет-маркетинг Машиностроение. Транспорт Медицина. Фармация Международные отношения Менеджмент Нефтегазовая промышленность Политология Продажи Продукты питания Психология Психотерапия и психологическое консультирование Психолого-Педагогическое Коррекционная педагогика и психология Логопедия и детская речь Менеджмент в социальной сфере Общая дефектология Общая педагогика и психология Педагогика и методика дополнительного образования Педагогика и методика начального образования Педагогика одаренности и развития способностей Cоциальная психология и социальная работа Теория и методика дошкольного образования Предметная подготовка учителей Регионоведение Сельское хозяйство Животноводство Растениеводство Ветеринария Ландшафтный дизайн Охота и охотничье хозяйство Грибоводство Сервис. Туризм Социальная работа Социология Строительство. Архитектура Электроэнергетика и электротехника Транспорт и дороги Промышленное и гражданское строительство Автоматизация в строительстве Изыскания и горное дело Инженерные системы Экономика и менеджмент Эксплуатация и управление Проектирование Строительный контроль и надзор Охрана труда Спорт и спортивная практика Теплоэнергетика и теплотехника Торговля. Розница Управление персоналом Управление производством Физическая культура и воспитание Финансы. Экономика Экология Экспертиза и оценка Электроэнергетика и электротехника Юриспруденция
Колледж Профобучение

Карта сайта

Дистанционное обучение в вузах. Получайте дистанционное образование! Каталог дистанционных программ. Каталог вузов России