Высшее образование Второе высшее/Магистратура MBA/mini MBA Профпереподготовка
Бухгалтерский учет Безопасность Делопроизводство. Секретариат Гос. управление Госзакупки Дизайн Журналистика Имидж и стиль История Компьютеры. ИТ Красота и здоровье Культура. Искусство Лингвистика Логистика Складская логистика Логистика закупок Транспортное обеспечение логистики Маркетинг. Реклама. PR Интернет-маркетинг Машиностроение. Транспорт Медицина. Фармация Международные отношения Менеджмент Нефтегазовая промышленность Политология Продажи Продукты питания Психология Психотерапия и психологическое консультирование Психолого-Педагогическое Коррекционная педагогика и психология Логопедия и детская речь Менеджмент в социальной сфере Общая дефектология Общая педагогика и психология Педагогика и методика дополнительного образования Педагогика и методика начального образования Cоциальная психология и социальная работа Теория и методика дошкольного образования Предметная подготовка учителей Регионоведение Сельское хозяйство Животноводство Растениеводство Ветеринария Ландшафтный дизайн Пчеловодство Рыбоводство Флористика Лесное и лесопарковое хозяйство Сервис. Туризм Социальная работа Социология Строительство. Архитектура Электроэнергетика и электротехника Транспорт и дороги Автоматизация в строительстве Изыскания и горное дело Инженерные системы Экономика и менеджмент Эксплуатация и управление Проектирование Строительный контроль и надзор Охрана труда Спорт и спортивная практика Теплоэнергетика и теплотехника Торговля. Розница Управление персоналом Управление производством Физическая культура и воспитание Финансы. Экономика Экология Экспертиза и оценка Электроэнергетика и электротехника Юриспруденция
Повышение квалификации
Бухгалтерский учет Безопасность Делопроизводство. Секретариат Гос. управление Госзакупки Дизайн История Компьютеры. ИТ Академия Cisco Красота и здоровье Культура. Искусство Лингвистика Логистика Складская логистика Логистика закупок Транспортное обеспечение логистики Маркетинг. Реклама. PR Интернет-маркетинг Машиностроение. Транспорт Медицина. Фармация Международные отношения Менеджмент Нефтегазовая промышленность Политология Продажи Продукты питания Психология Психотерапия и психологическое консультирование Психолого-Педагогическое Коррекционная педагогика и психология Логопедия и детская речь Менеджмент в социальной сфере Общая дефектология Общая педагогика и психология Педагогика и методика дополнительного образования Педагогика и методика начального образования Педагогика одаренности и развития способностей Cоциальная психология и социальная работа Теория и методика дошкольного образования Предметная подготовка учителей Регионоведение Сельское хозяйство Животноводство Растениеводство Ветеринария Ландшафтный дизайн Охота и охотничье хозяйство Грибоводство Сервис. Туризм Социальная работа Социология Строительство. Архитектура Электроэнергетика и электротехника Транспорт и дороги Промышленное и гражданское строительство Автоматизация в строительстве Изыскания и горное дело Инженерные системы Экономика и менеджмент Эксплуатация и управление Проектирование Строительный контроль и надзор Охрана труда Спорт и спортивная практика Теплоэнергетика и теплотехника Торговля. Розница Управление персоналом Управление производством Физическая культура и воспитание Финансы. Экономика Экология Экспертиза и оценка Электроэнергетика и электротехника Юриспруденция
Колледж Профобучение

Использование компьютерных информационных технологий в сфере неформального дистанционного обучения

Компьютерные технологии в сфере неформального дистанционного обучения

В то время как реформа системы образования и быстрые темпы развития компьютерных информационных технологий пробивают путь для PLE, многие могут повысить свою квалификацию (или получить новую) при помощи компьютера и интернета. Давайте проанализируем некоторые аспекты современного информационного обучения. 

Еще в 1999 году, когда развитие компьютерных информационных технологий шагнуло далеко вперед, исследователь Джон С. Браун провел глубокий анализ открывшихся возможностей обучения, игр и работы в виртуально-цифровом мире. Одной из ключевых точек, на которую он обратил особое внимание в своих исследованиях, стала грамотность и способы ее развития. Он подчеркнул, что основой навигации в информационном пространстве является новая грамотность, которая выходит за рамки учебников и накопленных знаний.

В своих исследованиях Браун рассмотрел изменение обучения через призму цифровой среды. Наблюдая за работой детей в новой для них цифровой среде, он очень метко охарактеризовал их действия термином «бриколаж» (Bricolage фр. ― термин в искусстве, создание новых моделей из отдельных, не связанных между собой, элементов, часто совершенно не предназначенных для использования этих частей в данном ключе. Бриколье ― люди, увлекающиеся бриколажем). Для создания бриколажа совершенно не обязательно использовать абстрактную логику. Можно просто взять любой инструмент, часть кода или документ и применить его в новом качестве. Чтобы стать хорошим бриколье в цифровой среде нужно поверить, что в виртуальном мире возможно все, поэтому потребность в логических построениях увеличивается. Иными словами, развитие компьютерных технологий породило своеобразный парадокс: навигация в компьютерной среде не требует абстрактной логики и тесно связана с открытиями, которые связаны с бриколажем, но никто не сможет построить что-либо на основе своего открытия до тех пор, пока досконально не проанализирует свое открытие и не составит мнения о его важности и степени доверия к нему. 

Последним аспектом, на который обратил внимание Браун в своих исследованиях, является действие. Он посчитал, что основой новых форм обучения должно служить не абстрактное знание, а действие и размышление. Он обосновал это тем, что обучение становится более узконаправленным и социальным, а не абстрактным и когнитивным. Кроме того, оно все теснее переплетается с опытными исследованиями. 

Более поздние исследования (2005 год) центра «Пью Ресерч» (США) только лишь подтверждают выкладки Сили Брауна. Социологические исследования, проводимые этим центром среди американских подростков, показали, что 56% из них используют компьютер и интернет для создания креатива: сообщений, мультимедиа или другого контента. Другими словами, они используют web-приложения как средство оригинального выражения своих мыслей, причем каждый пятый из них использует для этого изображения, текст или звуки, авторами которых являются другие люди (то есть, создает бриколаж).

Нельзя не принимать во внимание то, что гибкий подростковый разум изначально легче адаптируется к перипетиям цифрового мира, и между разными поколениями не может не существовать различий в способах использования компьютера. Однако исследования путей использования КИТ (компьютерные информационные технологии) при обучении, проведенные в семи странах среди субъектов малого и среднего бизнеса, выявили несколько удивительных результатов.

1. Исследователи отметили, что на предприятиях малого и среднего бизнеса при формальном обучении практически не применяется КИТ. Да и само формальное обучение носит ограниченный характер. В то время как неформальное обучение использовалось довольно обширно, причем значительная его часть проводилась по инициативе самих работников, а не спускалась «сверху». Мотивы такой инициативы заключались в желании решить одномоментно возникающую проблему или удовлетворить личный интерес. КИТ (главным образом Google) при этом использовались как элемент неформального обучения. Интересным моментом исследования данного элемента является то, что такой формой обучения пользовались только рядовые работники. Руководители высшего и среднего звена не пользовались таким способом получения информации, хотя предпосылки к этому появлялись довольно часто.

2. Способы использования КИТ при неформальном обучении в разных компаниях отличались друг от друга. Жаль только, что классификация этих различий по различным критериям (пол, возраст, род деятельности, положение в компании, например) на основе одного исследования выглядела бы не слишком точной.

3. Ни в одной компании, ни один из сотрудников, использующий КИТ для получения знаний и навыков в процессе неформального обучения, так и не предпринял попытки формального признания полученной квалификации. По результатам исследований так и осталось неясным, произошло это из-за общей неосведомленности о такой возможности или просто от нежелания работников заниматься этим.

Использование в качестве обучающего инструмента Google, Yandex и другие поисковые системы ― весьма интересный подход к обучению. Однако возникают следующие вопросы:

Несомненно, что для получения удовлетворительного ответа специалисту требуется четко формулировать свой запрос, что, по идее, должно определяться полнотой и качеством исходных знаний работника. С другой стороны, чтобы выбрать из множества вариантов ответов, выдаваемых поисковиком, специалист должен иметь хотя бы отдаленное представление о ходе решения или выполнения искомой задачи. Попробуем разобраться в сути происходящего через призму идеи «обоснованного периферического участия и проксимального развития».

Еще в 1991 году когнитивные антропологи Джин Лейв и Этьен Венгер в своих исследованиях ситуативного обучения высказали предположение, что практическое участие начинается с наблюдения (то есть, периферического участия). По мере того, как наблюдатель накапливает необходимые знания, он становится полноправным участником рабочего процесса. Это дает ему прекрасную возможность объединить и идентифицировать полученные ранее отрывочные знания, чтобы создать из отрывков единую систему. А любой системе знаний свойственны рост и развитие в процессе общения носителя с практикующими специалистами, что полностью соответствует принципам неформального обучения.

07.04.2014
Разрешается перепечатка материалов при размещении гиперссылки на http://bakalavr-magistr.ru

Выберите обучение

Высшее образование

Финансы. Экономика
Бухгалтерский учет
Маркетинг. Реклама. PR
Сервис. Туризм
Менеджмент
Компьютеры. ИТ
Юриспруденция
Радиосвязь. Радиотехника
Гос. управление
Электроника
Психология
Безопасность
Торговля. Розница
Управление персоналом
Управление производством
Электроэнергетика и электротехника
Физическая культура и воспитание
Психолого-Педагогическое
Логистика
Строительство. Архитектура
Продукты питания
Дизайн
Таможенное дело
Теплоэнергетика и теплотехника
Журналистика
Экология
Машиностроение. Транспорт
Культура. Искусство

Второе высшее/Магистратура

Юриспруденция
Менеджмент
Финансы. Экономика
Гос. управление
Компьютеры. ИТ
Маркетинг. Реклама. PR
Бухгалтерский учет
Психология
Сервис. Туризм
Психолого-Педагогическое
Электроника
Радиосвязь. Радиотехника
Безопасность
Дизайн
Теплоэнергетика и теплотехника
Логистика
Строительство. Архитектура
Таможенное дело
Физическая культура и воспитание
Электроэнергетика и электротехника
Журналистика
Управление персоналом

MBA/mini MBA

Менеджмент
Сервис. Туризм
Управление персоналом
Маркетинг. Реклама. PR
Финансы. Экономика
Торговля. Розница
Строительство. Архитектура
Компьютеры. ИТ
Управление производством
Продажи
Безопасность
Гос. управление
Электроэнергетика и электротехника
Сельское хозяйство
Экология
Продукты питания
Логистика
Медицина. Фармация
Физическая культура и воспитание
Спорт и спортивная практика
Красота и здоровье
Социальная работа
Директорские курсы

Профпереподготовка

Медицина. Фармация
Менеджмент
Маркетинг. Реклама. PR
Управление производством
Сервис. Туризм
Управление персоналом
Логистика
Продажи
Финансы. Экономика
Сельское хозяйство
Физическая культура и воспитание
Спорт и спортивная практика
Красота и здоровье
Продукты питания
Торговля. Розница
Экология
Электроэнергетика и электротехника
Компьютеры. ИТ
Строительство. Архитектура
Безопасность
Экспертиза и оценка
Юриспруденция
Нефтегазовая промышленность
Бухгалтерский учет
Машиностроение. Транспорт
Психолого-Педагогическое
Психология
Гос. управление
Имидж и стиль
Охрана труда
Дизайн
История
Социальная работа
Международные отношения
Делопроизводство. Секретариат
Журналистика
Культура. Искусство
Политология
Социология
Лингвистика
Регионоведение
Теплоэнергетика и теплотехника

Повышение квалификации

Управление персоналом
Маркетинг. Реклама. PR
Финансы. Экономика
Торговля. Розница
Менеджмент
Продажи
Логистика
Сервис. Туризм
Экспертиза и оценка
Компьютеры. ИТ
Нефтегазовая промышленность
Строительство. Архитектура
Бухгалтерский учет
Безопасность
Машиностроение. Транспорт
Психолого-Педагогическое
Медицина. Фармация
Психология
Гос. управление
Социальная работа
Делопроизводство. Секретариат
Охрана труда
Лингвистика
Юриспруденция
Физическая культура и воспитание
Электроэнергетика и электротехника
Международные отношения
Дизайн
Культура. Искусство
Политология
Социология
Управление производством
Регионоведение
История
Экология
Красота и здоровье
Продукты питания
Теплоэнергетика и теплотехника
Сельское хозяйство
Спорт и спортивная практика

Колледж

Финансы. Экономика
Сервис. Туризм
Торговля. Розница
Логистика
Компьютеры. ИТ
Бухгалтерский учет
Юриспруденция
Социальная работа
Психолого-Педагогическое
Менеджмент
Маркетинг. Реклама. PR
Продажи
Электроэнергетика и электротехника

Профобучение

Делопроизводство. Секретариат
Медицина. Фармация
Психолого-Педагогическое
Дизайн
Компьютеры. ИТ
Социальная работа
Бухгалтерский учет
Финансы. Экономика
Имидж и стиль
Торговля. Розница
Сельское хозяйство
Культура. Искусство
Красота и здоровье
Нефтегазовая промышленность
Менеджмент
Логистика
Высшее образование Второе высшее/Магистратура MBA/mini MBA Профпереподготовка
Бухгалтерский учет Безопасность Делопроизводство. Секретариат Гос. управление Госзакупки Дизайн Журналистика Имидж и стиль История Компьютеры. ИТ Красота и здоровье Культура. Искусство Лингвистика Логистика Складская логистика Логистика закупок Транспортное обеспечение логистики Маркетинг. Реклама. PR Интернет-маркетинг Машиностроение. Транспорт Медицина. Фармация Международные отношения Менеджмент Нефтегазовая промышленность Политология Продажи Продукты питания Психология Психотерапия и психологическое консультирование Психолого-Педагогическое Коррекционная педагогика и психология Логопедия и детская речь Менеджмент в социальной сфере Общая дефектология Общая педагогика и психология Педагогика и методика дополнительного образования Педагогика и методика начального образования Cоциальная психология и социальная работа Теория и методика дошкольного образования Предметная подготовка учителей Регионоведение Сельское хозяйство Животноводство Растениеводство Ветеринария Ландшафтный дизайн Пчеловодство Рыбоводство Флористика Лесное и лесопарковое хозяйство Сервис. Туризм Социальная работа Социология Строительство. Архитектура Электроэнергетика и электротехника Транспорт и дороги Автоматизация в строительстве Изыскания и горное дело Инженерные системы Экономика и менеджмент Эксплуатация и управление Проектирование Строительный контроль и надзор Охрана труда Спорт и спортивная практика Теплоэнергетика и теплотехника Торговля. Розница Управление персоналом Управление производством Физическая культура и воспитание Финансы. Экономика Экология Экспертиза и оценка Электроэнергетика и электротехника Юриспруденция
Повышение квалификации
Бухгалтерский учет Безопасность Делопроизводство. Секретариат Гос. управление Госзакупки Дизайн История Компьютеры. ИТ Академия Cisco Красота и здоровье Культура. Искусство Лингвистика Логистика Складская логистика Логистика закупок Транспортное обеспечение логистики Маркетинг. Реклама. PR Интернет-маркетинг Машиностроение. Транспорт Медицина. Фармация Международные отношения Менеджмент Нефтегазовая промышленность Политология Продажи Продукты питания Психология Психотерапия и психологическое консультирование Психолого-Педагогическое Коррекционная педагогика и психология Логопедия и детская речь Менеджмент в социальной сфере Общая дефектология Общая педагогика и психология Педагогика и методика дополнительного образования Педагогика и методика начального образования Педагогика одаренности и развития способностей Cоциальная психология и социальная работа Теория и методика дошкольного образования Предметная подготовка учителей Регионоведение Сельское хозяйство Животноводство Растениеводство Ветеринария Ландшафтный дизайн Охота и охотничье хозяйство Грибоводство Сервис. Туризм Социальная работа Социология Строительство. Архитектура Электроэнергетика и электротехника Транспорт и дороги Промышленное и гражданское строительство Автоматизация в строительстве Изыскания и горное дело Инженерные системы Экономика и менеджмент Эксплуатация и управление Проектирование Строительный контроль и надзор Охрана труда Спорт и спортивная практика Теплоэнергетика и теплотехника Торговля. Розница Управление персоналом Управление производством Физическая культура и воспитание Финансы. Экономика Экология Экспертиза и оценка Электроэнергетика и электротехника Юриспруденция
Колледж Профобучение

Карта сайта

Дистанционное обучение в вузах. Получайте дистанционное образование! Каталог дистанционных программ. Каталог вузов России