Видеообъекты в учебных курсах дистанционного обучения

Видеообъекты в учебных курсах дистанционного обучения

 

Для учебных целей в настоящее время видеообъекты создают в виде коротких роликов и отказываются от полноформатных видеопрограмм. Такие видеообъекты используются практически во всех системах дистанционного обучения:

· включаются в электронные онлайновые учебные курсы;

· размещаются в системах управления учебным процессом;

· помещаются в системы управления контентом и пр.

В связи с развитием технологий съемки и обработки изображений затраты видеопроизводства постоянно снижаются. Причем, это относится как к самостоятельному изготовлению видеообъектов, так и к заказу в сторонних организациях. Появление новых, более совершенных форматов позволило облегчить передачу через Интернет видеообъектов высокого качества без потерь.

Следующая, не менее важная тенденция – это возможность снижения качества видео без потери его значимости для учебных целей. Показателен пример YouTube. В нем размещено большое количество видео, скажем так, не очень высокого качества. Но их смотрят сотни тысяч человек. Значит, качество изображения не самый главный фактор, влияющий на зрительский интерес. Таким образом, подготовленное преподавателем видео может не иметь внешнего глянца, но если материал в нем интересен и, самое главное, полезен ученикам, полезен ученикам, его можно считать профессионально подготовленным.

По своей сути, учебные видеообъекты - это законченные видеофрагменты, существующие только в контексте других учебных материалов. Они в корне отличаются от образовательного видео – комплексной учебной презентации. Примеры учебных видеообъектов:

· видеолекции по конкретным учебным материалам;

· демонстрации процедур;

· интервью с практикующими специалистами в поле;

· демонстрация учебных сценариев.

Преподаватель в роли видеопродюсера

Найти необходимый для учебного курса видеообъект можно в Интернете, отредактировать имеющийся видеоклип или заказать в сторонних организациях. Но не всегда эти три способа подходят под конкретные условия. И тогда остается единственный выход из такой ситуации – сделать видеоклип самостоятельно.

До сих пор бытует мнение, что производство видео – это долго, трудно и затратно. Что люди привыкли к ТВ и кинофильмам, поэтому необходим студийный стандарт качества. Все это верно лишь отчасти. Если смотреть на эту проблему глазами профессионала, то алгоритм действий здесь следующий. Клиент передает профессионалам источники контента и устанавливает цели, после чего ждет результата, который он или одобряет или возвращает на доработку. Недостатком такого решения является то, что для профессионала важна форма, а не содержание, которого, в силу понятных причин, он может и не понимать.

Этот перекос можно исправить, если преподаватели, коучи и дизайнеры начнут играть не пассивную роль клиента, а роль видеопродюсера при создании видеообъектов.

Как добиться создания качественных видеообъектов

Вряд ли у кого возникает вопрос: «Будем делать качественное видео или как получится?». Подход «и так сойдет», как в YouTube, в учебных курсах не годится. Поэтому требуется соблюдение элементарных показателей качества. Нарушение такой грамматики видео, как эстетика раскадровки и построение последовательности видеоэффектов, также бросается в глаза зрителей, как и ошибки в грамматике речи бьют по ушам слушателей. Из-за таких ошибок зритель может подумать не о том, что например, нарушена композиция сцены, а (что гораздо хуже), «контент в этом видео не убедителен».

Поэтому надо создавать команду, которая будет заниматься производством видео. Всегда можно найти талантливых, продвинутых сотрудников в департаменте обучения или в компании в целом. В крайнем случае их можно привлечь на контрактных условиях. Пусть они выстраивают кадр, а преподаватель возьмет на себя роль видеопродюсера.

Главная роль продюсера заключается в определении формата видеообъекта для целей обучения. Он не должен быть квалифицированным редактором или художником, но должен понимать механизм производства видео и определять бюджет проекта.

Форматы учебных видеообъектов

В продюсировании, центральным моментом является создание или выбор формата видеообъекта. Видео здесь используется для привлечения внимания аудитории, установления с ней непосредственного контакта, а аудио как дополнение, для расстановки ссылок на смежные объекты или обозначение деталей, которые не могут быть в полной мене освещены посредством видеоряда. При создании учебных видеообъектов в основном используются следующие четыре формата:

1. Формат минилекций.

Видеолекция не должна быть только «говорящей головой» на экране монитора. Она должна быть посвящена одной теме, быть короткой и соответствовать своему формату, чтобы работать в качестве учебного материала.

Вэбэпизоды с одной стороны должны быть в рамках жесткого формата с музыкальным сопровождением и наименованиями слайдов, а с другой стороны - быть релаксичными и неформальными.

2. Формат демонстрации.

В формате демонстрации на первый план выходит процедурная часть, а пояснительная отходит на второй план, то есть не «рассказывает», а «показывает». Если требуется детальное пояснение, можно использовать сопутствующий текст.

Видеокамеру, как правило, устанавливают на штативе. Это позволяет давать крупные планы, изображение получается «резким», что с помощью «наезда» добиться невозможно. Чем меньше движения в кадре, тем меньше будет «видеосжатие» и в этом случае видео в Интернет получится более гладким.

Однако применение ручной видеокамеры дает зрителю ощутимый эффект присутствия, что также очень важно в процессе обучения.

Поэтому, при видеодемонстрации используют две камеры – первая камера располагается на штативе и показывает общий план, вторая – ручная, обеспечивает крупные паланы.

Широкое применение мобильных устройств с низким разрешением экрана в дистанционном обучении, диктует свои особенности в изготовлении видеообъектов – демонстрации необходимо изготавливать простыми, короткими и крупноплановыми.

3. Формат интервью

Интервью – это наиболее часто используемый видеоформат из тех, что применяются в учебном видео. Это легкий способ сбора контента без необходимости его написания, к тому же его легко расчленить на отдельные темы и выделить контекстные комментарии. Например, из нескольких интервью, в которых эксперты отвечают на один и тот же вопрос, ответы можно собрать в одно видео.

Одна из самых распространенных ошибок, которую совершают непрофессионалы при съемке интервью – когда интервьюируемый говорит прямо в камеру, а должен сидеть рядом с продюсером перед видеокамерой. Когда в интервью принимают участие несколько человек, часть из них при разговоре должна смотреть левее камеры, а часть правее. Особое внимание следует уделить фону – он не должен вызывать раздражение аудитории и соответствовать контексту.

Многое для понимания формата интервью может дать просмотр рейтинговых телевизионных ток-шоу. Просмотрите их с выключенным звуком. Отметьте, куда смотрят интервьюируемые, какой в студии фон. Обратите внимание, что глаза интервьюируемого располагаются не в середине экрана, а на одной трети (правило третей). Иногда ТВ называют сферой «крупного плана», тогда учебное видео нужно называть сферой «очень крупного плана». Также рекомендуется заполнять кадр изображением интервьюируемого, даже путем укрупнения плана.

4. Формат сценария

Видеозапись сценариев, с разыгрыванием реальных ролей, чрезвычайно эффективна в качестве учебного пособия. Многие воспринимают ролевую игру, исполненную непрофессионалами, как более подлинную в учебном плане, чем выполненную профессионалами. Сценарный видеообъект должен иметь ту же длину, что и предыдущие форматы. Он также должен содержать определенный набор элементов, таких как музыкальный ряд, заголовки и т. д.

Видеоформат сам по себе не представляет значительной ценности для учебного процесса. Только в связке с четким и продуманным образовательным форматом можно достичь требуемого результата в учебных целях. Сценарии должны использоваться как практические руководства в дополнение к изучаемым темам. Их также можно использовать для оценки результатов участников группы.

Видеообъекты с точки зрения ученика

Важно, чтобы учебные видеообъекты были снабжены опциями управления, доступными для учеников. Например, в проигрывателе видео должен быть хотя бы минимальный набор кнопок для навигации: стоп-пауза-воспроизведение-перемотка назад/вперед.

Так как просканировать видео ученику гораздо сложнее, чем текст, нужно облегчить для него эту задачу – вставить заголовки кадров и субтитры. Для слабослышащих учеников и тех, для кого язык видео иностранный, будет полезно параллельно с видео загружать расшифровки стенограммы. Это поможет и тем. Кто во время просмотра онлайн просмотра отвлекается на просмотр электронной почты или отвечает на телефонные звонки.

Выводы

Преподавателю, взявшему на себя роль видеопродюсера, не обязательно обладать техническими знаниями. В конце концов, их азы всегда можно подчерпнуть из Интернета. Гораздо важнее то, что в этом случае учебное видео будет настроено на потребности их аудитории.

 

 

23.09.2013
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.