We-Learning, как результат качественного преобразования E-Learning
Отрасль корпоративного обучения развивается все более быстрыми темпами. Одновременно с развитием, она подвергается и существенным изменениям. Причин здесь несколько: кризис в экономике, нелимитированный доступ персонала компании к сети Интернет, появление новых платформ соцсетей, рост количества программного обеспечения для корпоративного обучения и т. д.
Существующее положение в онлайн обучении – это процесс перехода от E-Learningк более высокой ступени корпоративного обучения, где ученики обучаются не только у преподавателя, но и друг у друга. Эксперты уже придумали и название для нее – We-Learning.
Эра We-Learning
Эту эру называют по-разному: «неформальное обучение», «социальное обучение», «коллаборативное (совместное) обучение».
Что же нам ждать от We-Learning?
1. Появление новых дисциплин и изменение существующих.
В основе We-Learning лежит тот факт, что в любой компании накоплен опыт и ценные знания, которые необходимо довести до каждого сотрудника. Департамент обучения может владеть не более 10% знаний, используемых в организации. Остальная часть доводится до сотрудников в результате коллаборативного обучения в режиме реального времени, которое постоянно меняется в зависимости от требований реального бизнеса.
В свое время E-Learningубрал из аудитории инструктора. Так и We-Learning может частично отказаться от разработчика тренинга и дизайнера учебного курса. На их место должны прийти фасилитатор (управляющий процессом обсуждения), организатор и сопровождающий совместное обучение. Роли авторов и дизайнеров затушевываются и отходят на второй план.
Существующие обучающие программы уже сейчас подвергаются ревизии в тех компаниях, где эксперты следят за новыми тенденциями в корпоративной среде. В них создаются «обучающие среды», в которые встроены элементы социального и коллаборативного обучения.
Для успешного функционирования современной команды, занимающейся профессиональным развитием и обучением, требуется освоение новых дисциплин. В этот список входят: тегирование, разработка информационной архитектуры, управление сообществом, аналитика и ряд других предметов.
2. E-Learning останется существующим форматом обучения и в тоже время интегрируется в We-Learning.
Хотя мы и признаем, что 80% обучения сотрудник получает от менеджеров, экспертов, наставников и коллег по работе, традиционное обучение останется. Компаниям не обойтись без формального обучения и аттестации работников.
We-Learning улучшит формальное обучение за счет обогащения их современными технологиями и методиками. Эффект от подключения эксперта с его теоретическими знаниями к сотням практиков, которые имеют практические знания и навыки по этой теме, возрастет многократно. Это позволит разработать новый учебный продукт с более высокими качественными показателями.
Данный факт подтверждает деятельность таких иностранных компаний, как BT, Cisko, Sun, Network Appliance и ряд других. Например, BT утверждает, что их сеть Dare2Share (обучающие программы на YouTube) сэкономила 15 000 000 долларов только за первый год эксплуатации. И только за счет того, что работники перестали задавать менеджерам глупые вопросы и терять время на поиски решения тех проблем, которые уже были решены ранее другими людьми.
3. We-Learning подтолкнет рынок к росту новых платформ и программного обеспечения.
We-Learning станет катализатором появления все более совершенных инструментов, позволяющих управлять, фасилитировать и отслеживать людей, совместно работающих в онлайн.
За примерами далеко ходить не надо: Google разрабатывает Google Wave; Cisco инвестирует в Webex; Microsoft - Sharepoint и Live Services; Adobe инвестирует в Adobe Connect. И этот список постоянно пополняется. Здесь особо стоят Facebook, Ning, LinkedIN и ряд других соцсетей, которые внедряют у себя на сайтах различные инновационные идеи для последующего копирования в обучающие корпоративные системы.
Сейчас существуют и совершенно новые инструменты, построенные на креативных принципах: программа планирования Taleo, среда соцобучения и управления талантами Plateau Talent Gateway. Они созданы целенаправленно для коммуникаций и совместного обучения. Ведутся разработки с целью использовать преимущества Твиттера и подобных ему коммуникационных платформ коротких сообщений в обучающих программах.
4. We-Learning предложит новые поведенческие модели в корпоративном обучении.
В свое время E-Learning отменило практику отправления сотрудников в командировки для обучения. Сегодня We-Learning сделал действующим тот факт, что совершенно не важно, как и где учатся эти сотрудники.
Sun Microsystems выпустил обучающую платформу Sun Learning Exchange, которая позволяет смотреть видео, слушать аудио, подписываться на рассылки по мобильным телефонам, работать в электронной почте. Получается, что процесс обучения не привязан не только к конкретному месту, но и к конкретному компьютеру. Все что для этого нужно – мобильное устройство, например, сотовый телефон.
5. Для успешного внедрения We-Learning понадобятся изменения в корпоративной культуре компании.
Вовлечение людей в We-Learning требует определенных усилий. Их нужно мотивировать, оказывать им поддержку, прививать новую корпоративную культуру. Необходимо также поощрять экспертов для того, чтобы они делились своими разработками в совместное пользование.
Департамент корпоративного обучение может разработать гениальный обучающий курс, иметь ценный опыт и прочие атрибуты качественного обучения. Но если в компании отсутствует внутренняя культура, а руководство относится к обучению персонала не надлежащим образом, лучшие образцы вряд ли в ней приживутся. Тем не менее, все больше появляется компаний, где менеджеры высшего звена понимают всю значимость непрерывного корпоративного обучения, и особенно совместного, коллаборативного обучения.
Анонс
We-Learning, или коллаборативное (совместное) обучение является качественным продолжением всем известного E-Learning.
Теги
We-Learning, корпоративное обучение, коллаборативное обучение, совместное обучение.
Автор фото
blackmistery.wordpress.com