Высшее образование Второе высшее/Магистратура MBA/mini MBA Профпереподготовка
Бухгалтерский учет Безопасность Делопроизводство. Секретариат Гос. управление Госзакупки Дизайн Журналистика Имидж и стиль История Компьютеры. ИТ Красота и здоровье Культура. Искусство Лингвистика Логистика Складская логистика Логистика закупок Транспортное обеспечение логистики Маркетинг. Реклама. PR Интернет-маркетинг Машиностроение. Транспорт Медицина. Фармация Международные отношения Менеджмент Нефтегазовая промышленность Политология Продажи Продукты питания Психология Психотерапия и психологическое консультирование Психолого-Педагогическое Коррекционная педагогика и психология Логопедия и детская речь Менеджмент в социальной сфере Общая дефектология Общая педагогика и психология Педагогика и методика дополнительного образования Педагогика и методика начального образования Cоциальная психология и социальная работа Теория и методика дошкольного образования Предметная подготовка учителей Регионоведение Сельское хозяйство Животноводство Растениеводство Ветеринария Ландшафтный дизайн Пчеловодство Рыбоводство Флористика Лесное и лесопарковое хозяйство Сервис. Туризм Социальная работа Социология Строительство. Архитектура Электроэнергетика и электротехника Транспорт и дороги Автоматизация в строительстве Изыскания и горное дело Инженерные системы Экономика и менеджмент Эксплуатация и управление Проектирование Строительный контроль и надзор Охрана труда Спорт и спортивная практика Теплоэнергетика и теплотехника Торговля. Розница Управление персоналом Управление производством Физическая культура и воспитание Финансы. Экономика Экология Экспертиза и оценка Электроэнергетика и электротехника Юриспруденция
Повышение квалификации
Бухгалтерский учет Безопасность Делопроизводство. Секретариат Гос. управление Госзакупки Дизайн История Компьютеры. ИТ Академия Cisco Красота и здоровье Культура. Искусство Лингвистика Логистика Складская логистика Логистика закупок Транспортное обеспечение логистики Маркетинг. Реклама. PR Интернет-маркетинг Машиностроение. Транспорт Медицина. Фармация Международные отношения Менеджмент Нефтегазовая промышленность Политология Продажи Продукты питания Психология Психотерапия и психологическое консультирование Психолого-Педагогическое Коррекционная педагогика и психология Логопедия и детская речь Менеджмент в социальной сфере Общая дефектология Общая педагогика и психология Педагогика и методика дополнительного образования Педагогика и методика начального образования Педагогика одаренности и развития способностей Cоциальная психология и социальная работа Теория и методика дошкольного образования Предметная подготовка учителей Регионоведение Сельское хозяйство Животноводство Растениеводство Ветеринария Ландшафтный дизайн Охота и охотничье хозяйство Грибоводство Сервис. Туризм Социальная работа Социология Строительство. Архитектура Электроэнергетика и электротехника Транспорт и дороги Промышленное и гражданское строительство Автоматизация в строительстве Изыскания и горное дело Инженерные системы Экономика и менеджмент Эксплуатация и управление Проектирование Строительный контроль и надзор Охрана труда Спорт и спортивная практика Теплоэнергетика и теплотехника Торговля. Розница Управление персоналом Управление производством Физическая культура и воспитание Финансы. Экономика Экология Экспертиза и оценка Электроэнергетика и электротехника Юриспруденция
Колледж Профобучение

Методики оценки программ корпоративного обучения

Методики оценки программ корпоративного обучения

 

Оценка является составной частью любого корпоративного учебного проекта (instructional design - ID). Педагогическая эффективность обучения напрямую зависит от средств оценки. Но, несмотря на такую значимость, во многих проектах процесс оценивания не полон или вовсе отсутствует. В оправдание такой ситуации приводят следующие объяснения: недостаток средств, отсутствие экспертов, нехватка времени, отсутствие подходящей методики.

Действительно, адекватная оценка обучения очень сложная задача. Необходимо учитывать большое количество факторов не только педагогического характера, но и организационного. Причем все эти факторы динамично изменяются и взаимодействуют друг с другом.

Сложность оценки заключается и в том, что необходимо оценивать множество целей на различных уровнях:

· оценка успеваемости учащихся;

· оценка контента;

· оценка процесса обучения;

· возврат от инвестиций (ROI) и т. д.

Методики оценки в корпоративном дистанционном обучении

Наибольшее применение получили методики оценки, которые выросли из систематических методик учебных проектов (СПД модели), появившихся в США еще в 60-х годах. В систематических методиках рассматриваются три цели:

1. Улучшение процесса обучения – формативная оценка.

2. Насколько ценный и эффективный процесс обучения – суммативная оценка.

3. Оценка непосредственного течения процесса обучения.

Всего существует шесть основных методик, служащих для оценки образовательного процесса:

1. Оценка по конкретной цели.

2. Общая оценка (не привязанная к конкретной цели).

3. Системная оценка.

4. Квазилегальная оценка.

5. Профессиональное интервью.

6. Оценка реакции.

Наиболее часто при оценке обучения применяются системные и целевые методики. Самая известная и авторитетная система была предложена Киркпатриком. Его модель следует целевой методике и основана на четырех вопросах:

1. Первый уровень - Реакция.

Собираются данные по окончании учебной программы о реакции учащихся.

2. Второй уровень - Усвоение.

Определяется, какие задачи обучения полностью выполнены.

3. Третий уровень - Поведение.

Оценивается, какие произошли изменения в таком показателе, как производительность труда, по окончании процесса обучения.

4. Четвертый уровень - Результат.

Оцениваются экономические зависимости матрицы «затраты/выгода» по окончании учебного курса.

Модель Киркпатрика помогает практикующим педагогам разработать модель оценки для обучения в широком диапазоне целей – от технических вопросов до конспирологии политических идей. Недостатком данной модели является то, что она не определяет конкретные шаги, направленные на достижение цели и у нее нет обратной связи между результатом и мерами, направленными на улучшение обучения.

В основном, учебные учреждения применяют на практике первый или второй уровень и не используют оценочную модель Киркпатрика целиком. Это обусловлено тем, что начиная с третьего уровня, резко повышается сложность реализации модели.

Системные модели оценки, например, TVS, IPOили CIPP, больше подходят для оценки контента и ситуационных характеристик. С другой стороны они не дают необходимой детализации процесса, в них не отражается динамика взаимодействия между оценкой обучения и учебным проектом. Не дают они в руки аналитиков и инструментов, позволяющих оценить учебный процесс.

Для примера приведем описание системной модели TVS. Ее структура схожа с моделью Киркпатрика и также отвечает на четыре вопроса:

1. Ситуация.

На этом уровне происходит сбор данных перед началом обучения. Эти данные служат материалом для анализа и определения параметров качества и производительности в компании, а также необходимых будущих изменений в уровнях обучения.

2. Интервенция.

Определяется действительная разница в уровне планируемой и текущей производительности и происходит поиск оптимальной программы обучения для решения этого несоответствия.

3. Влияние.

Оценка данных, полученных до и после обучения.

4. Значение.

Измеряются наиболее значимые для предприятия параметры, которые можно выразить в денежном исчислении (качество, продажи, продуктивность, сервис и т. д.).

Практические аспекты оценки обучения

По данным ASTD(«Американское общество обучения и развития») только 45% опрошенных компаний оценивают реакцию обучающихся. 93% учебных программ оцениваются по первому уровню; по второму - 1,62%; 2,31% по третьему и всего 2,8% по четвертому. Налицо движение тренда оценки в сторону наиболее простого анализа.

По опросам респондентов, в основном они оценивали влияние обучения на производительность работников предприятия (усвоение) и на компанию (уровень результата).

Автоматизация процессов оценки

В связи с ростом значения корпоративного онлайн обучения для предприятий, на первый план выходит оценка эффективности учебных программ закупаемых на стороне или разрабатываемых собственными силами. Использование внешних оценщиков с одной стороны будет гарантом истинности результатов, но с другой – временные и финансовые издержки могут стать слишком обременительны для организации. Решением может стать привлечение к оценочным процессам собственных специалистов и внутренних ресурсов. Но это также может занять довольно много времени и не факт, что внутренняя команда экспертов будет обладать нужной квалификацией.

Разработка и внедрение автоматизированных экспертных систем является следующим логическим шагом в развитии процессов оценки программ корпоративного обучения. Определены два набора функций автоматизированных систем, которые успешно внедрены в оценочные категории:

1. Автоматизация планирования (автоматическое оповещение экспертов и снабжение их соответствующими указаниями).

2. Автоматизация сбора данных.

Большое значение для правильной работы автоматической работы оценочной процедуры имеет экспертная программа автоматического сбора данных. Она собирает данные от оценщиков и дает конкретные рекомендации в зависимости от принятой стратегии. Экспертная программа собирает и обрабатывает следующие виды информации:

· целевые оценки (поведенческая, аффективная, когнитивная, оценка влияния);

· типы оценки (суммативная, формативная);

· вид целей (процедуральное (алгоритмическое) обучение, поведенческое обучение, декларативное знание);

· оценочные уровни (от «реакции» до «влияния»);

· тип учебного курса (аудитория, смешанное, электронное);

· тип групп слушателей (индивидуальное, удаленное среднее, удаленное сверхбольшое).

Проанализировав эти данные, экспертная система выдает рекомендации по учебному процессу, набор методов обучения, технические моменты по учету данных, отчетные формы и т. д. В целом экспертные заключения представляют собой общую стратегию оценки обучающей программы и руководящих указаний (так называемая «мягкая» методика).

Если к экспертной системе подключить опцию автоматического сбора необходимых для ее работы данных, эффективность работы можно значительно повысить. Такая опция будет подсчитывать оценочные результаты тестирования, интерпретировать по заданному алгоритму личные профили слушателей, выдавать в автоматическом режиме советы и рекомендации учащимся во время обучения. Будет полезным также внедрение в систему модуля оценки, который функционирует, анализируя данные каналов обратной связи от слушателей. Кроме того, в результате функционирования этих систем появляется возможность диагностирования учебных программ, исправления ее недостатков и развитие сильных сторон.

Включение экспертных программ в учебные платформы оказывает положительное воздействие при выборе формативной оценки. Это позволяет непрерывно улучшать ее функции на протяжении всего срока проектирования и внедрения учебной программы.

Выводы

Из принципов действия рассмотренных выше методик следует, что оценка обучения процесс сложный, трудно поддающийся структурной систематизации. На сегодняшний день не существует универсальной модели оценки систем корпоративного обучения. Поэтому приходится создавать модели, включающие несколько различных задач, которые должны соответствовать определенным уровням в процессе обучения. Адекватная система оценки видится как совместный продукт внешних и внутренних экспертов, преподавателей, менеджеров и других специалистов.

 

 

29.07.2013
Разрешается перепечатка материалов при размещении гиперссылки на http://bakalavr-magistr.ru

Выберите обучение

Высшее образование

Финансы. Экономика
Бухгалтерский учет
Маркетинг. Реклама. PR
Сервис. Туризм
Менеджмент
Компьютеры. ИТ
Юриспруденция
Радиосвязь. Радиотехника
Гос. управление
Электроника
Психология
Психолого-Педагогическое
Дизайн
Логистика
Управление производством
Журналистика
Управление персоналом

Второе высшее/Магистратура

Юриспруденция
Менеджмент
Финансы. Экономика
Гос. управление
Компьютеры. ИТ
Маркетинг. Реклама. PR
Бухгалтерский учет
Психология
Сервис. Туризм
Психолого-Педагогическое
Электроника
Радиосвязь. Радиотехника
Дизайн
Журналистика
Логистика
Управление персоналом

MBA/mini MBA

Менеджмент
Сервис. Туризм
Управление персоналом
Маркетинг. Реклама. PR
Финансы. Экономика
Торговля. Розница
Строительство. Архитектура
Компьютеры. ИТ
Управление производством
Продажи
Безопасность
Гос. управление
Электроэнергетика и электротехника
Сельское хозяйство
Экология
Продукты питания
Логистика
Медицина. Фармация
Физическая культура и воспитание
Спорт и спортивная практика
Красота и здоровье
Социальная работа
Директорские курсы

Профпереподготовка

Медицина. Фармация
Менеджмент
Маркетинг. Реклама. PR
Управление производством
Сервис. Туризм
Управление персоналом
Логистика
Продажи
Финансы. Экономика
Сельское хозяйство
Физическая культура и воспитание
Спорт и спортивная практика
Красота и здоровье
Продукты питания
Торговля. Розница
Экология
Электроэнергетика и электротехника
Компьютеры. ИТ
Строительство. Архитектура
Безопасность
Экспертиза и оценка
Юриспруденция
Нефтегазовая промышленность
Бухгалтерский учет
Машиностроение. Транспорт
Психолого-Педагогическое
Психология
Гос. управление
Имидж и стиль
Охрана труда
Дизайн
История
Социальная работа
Международные отношения
Делопроизводство. Секретариат
Журналистика
Культура. Искусство
Политология
Социология
Лингвистика
Регионоведение
Теплоэнергетика и теплотехника

Повышение квалификации

Управление персоналом
Маркетинг. Реклама. PR
Финансы. Экономика
Торговля. Розница
Менеджмент
Продажи
Логистика
Сервис. Туризм
Экспертиза и оценка
Компьютеры. ИТ
Нефтегазовая промышленность
Строительство. Архитектура
Бухгалтерский учет
Безопасность
Машиностроение. Транспорт
Психолого-Педагогическое
Медицина. Фармация
Психология
Гос. управление
Социальная работа
Делопроизводство. Секретариат
Охрана труда
Лингвистика
Юриспруденция
Физическая культура и воспитание
Электроэнергетика и электротехника
Международные отношения
Дизайн
Культура. Искусство
Политология
Социология
Управление производством
Регионоведение
История
Экология
Красота и здоровье
Продукты питания
Теплоэнергетика и теплотехника
Сельское хозяйство
Спорт и спортивная практика

Колледж

Финансы. Экономика
Сервис. Туризм
Торговля. Розница
Логистика
Компьютеры. ИТ
Бухгалтерский учет
Юриспруденция
Социальная работа
Психолого-Педагогическое
Менеджмент
Продажи
Электроэнергетика и электротехника

Профобучение

Делопроизводство. Секретариат
Медицина. Фармация
Психолого-Педагогическое
Дизайн
Компьютеры. ИТ
Социальная работа
Бухгалтерский учет
Финансы. Экономика
Имидж и стиль
Торговля. Розница
Сельское хозяйство
Культура. Искусство
Красота и здоровье
Нефтегазовая промышленность
Менеджмент
Логистика
Высшее образование Второе высшее/Магистратура MBA/mini MBA Профпереподготовка
Бухгалтерский учет Безопасность Делопроизводство. Секретариат Гос. управление Госзакупки Дизайн Журналистика Имидж и стиль История Компьютеры. ИТ Красота и здоровье Культура. Искусство Лингвистика Логистика Складская логистика Логистика закупок Транспортное обеспечение логистики Маркетинг. Реклама. PR Интернет-маркетинг Машиностроение. Транспорт Медицина. Фармация Международные отношения Менеджмент Нефтегазовая промышленность Политология Продажи Продукты питания Психология Психотерапия и психологическое консультирование Психолого-Педагогическое Коррекционная педагогика и психология Логопедия и детская речь Менеджмент в социальной сфере Общая дефектология Общая педагогика и психология Педагогика и методика дополнительного образования Педагогика и методика начального образования Cоциальная психология и социальная работа Теория и методика дошкольного образования Предметная подготовка учителей Регионоведение Сельское хозяйство Животноводство Растениеводство Ветеринария Ландшафтный дизайн Пчеловодство Рыбоводство Флористика Лесное и лесопарковое хозяйство Сервис. Туризм Социальная работа Социология Строительство. Архитектура Электроэнергетика и электротехника Транспорт и дороги Автоматизация в строительстве Изыскания и горное дело Инженерные системы Экономика и менеджмент Эксплуатация и управление Проектирование Строительный контроль и надзор Охрана труда Спорт и спортивная практика Теплоэнергетика и теплотехника Торговля. Розница Управление персоналом Управление производством Физическая культура и воспитание Финансы. Экономика Экология Экспертиза и оценка Электроэнергетика и электротехника Юриспруденция
Повышение квалификации
Бухгалтерский учет Безопасность Делопроизводство. Секретариат Гос. управление Госзакупки Дизайн История Компьютеры. ИТ Академия Cisco Красота и здоровье Культура. Искусство Лингвистика Логистика Складская логистика Логистика закупок Транспортное обеспечение логистики Маркетинг. Реклама. PR Интернет-маркетинг Машиностроение. Транспорт Медицина. Фармация Международные отношения Менеджмент Нефтегазовая промышленность Политология Продажи Продукты питания Психология Психотерапия и психологическое консультирование Психолого-Педагогическое Коррекционная педагогика и психология Логопедия и детская речь Менеджмент в социальной сфере Общая дефектология Общая педагогика и психология Педагогика и методика дополнительного образования Педагогика и методика начального образования Педагогика одаренности и развития способностей Cоциальная психология и социальная работа Теория и методика дошкольного образования Предметная подготовка учителей Регионоведение Сельское хозяйство Животноводство Растениеводство Ветеринария Ландшафтный дизайн Охота и охотничье хозяйство Грибоводство Сервис. Туризм Социальная работа Социология Строительство. Архитектура Электроэнергетика и электротехника Транспорт и дороги Промышленное и гражданское строительство Автоматизация в строительстве Изыскания и горное дело Инженерные системы Экономика и менеджмент Эксплуатация и управление Проектирование Строительный контроль и надзор Охрана труда Спорт и спортивная практика Теплоэнергетика и теплотехника Торговля. Розница Управление персоналом Управление производством Физическая культура и воспитание Финансы. Экономика Экология Экспертиза и оценка Электроэнергетика и электротехника Юриспруденция
Колледж Профобучение

Карта сайта

Дистанционное обучение в вузах. Получайте дистанционное образование! Каталог дистанционных программ. Каталог вузов России