Стили обучения в дистанционном образовании
У дистанционного обучения (впрочем, как и у любого другого) должна быть единственная цель – получение знаний. И желательно, чтобы достижение этой цели проходило в комфортных для учеников условиях и использования подходящих для них методик.
Исследования психологов показали, что различные стили обучения по-разному действуют на обучаемых. В настоящее время очень важно дать ученикам информацию, которая поможет им определиться со своим психоэмоциональным типом. После этого, подобрав соответствующий стиль обучения, они значительно увеличат эффективность и скорость обучения.
Рассмотрим две модели обучения, разработанные зарубежными специалистами: VARKи ILS.
Модель VARK (авторы Флеминг и Миллс)
В 1992 году новозеландец Флеминг и американец Миллс выделили среди своих студентов четыре категории, основываясь на их чувственных ощущениях. Они обозначили их как визуальный, слуховой, чтение/запись и кинестатический (то есть тактильно-мышечный). Всего четыре режима восприятия учебного материала.
Визуальный
Эта категория предпочитает воспринимать информацию в виде рисунков, графиков, схем и прочих символов.
Слуховой
Студенты этой категории предпочитают воспринимать информацию «на слух». Для них оптимальной является подача данных через лекции, коллоквиумы, публичных обсуждениях проблемы и т. д.
Чтение/запись
Как явствует из названия, наиболее легко воспринимается информация в виде слов. Режим восприятия находится в формате чтения/записи данных в любых ее формах.
Кинестатический
Данная модальность присуща тем студентам, кто предпочитает обучаться через свой и чужой опыт, практические навыки.
Пройти тест на учебный стиль VARK можно здесь.
Модель ILS (авторы Соломан и Фельдман)
Модель Индекс Стилей Обучения разбивает студенческую аудиторию на несколько категорий.
Рефлексивные и активные
Рефлексивные ученики предпочитают спокойно и обдуманно воспринимать и обрабатывать информацию. Они индивидуалисты, не любят командной работы. Прежде чем сделать шаг вперед, семь раз подумают.
Активные ученики, напротив, воспринимают информацию в активной фазе – спорят, дискутируют, при этом часто применяют метод проб и ошибок. Сначала делают, потом смотрят что получилось. Активные ученики любят и обучаться, и работать в группах.
Интуитивщики и сенсорики
Интуитивщики при обучении выясняют скрытые возможности и предметные взаимосвязи. Они предпочитают инновации и новые методики при обучении и в работе, хорошо успевают в математических дисциплинах и абстрактных предметах.
Сенсорики при обучении, прежде всего, обращают внимание на факты. Предпочитают использовать известные и проверенные методы. У них хорошая память, внимательность к деталям, аккуратность и практичность.
Вербалисты и визуалисты
Вербалисты наиболее успешно обучаются с помощью «слова». Они любят записывать информацию и проговаривать ее.
Визуалисты хорошо запоминают информацию, представленную визуально – рисунки, анимация, вебинары и т. д.
Глобалисты и шагоходы
Глобалисты обучаются «революционно» - прыжками, информацию буквально глотают, а потом спонтанно ее осознают. Очень часто быстро решают сложные комплексные задачи, применяя нетривиальный подход.
Шагоходы двигаются к решению пошагово, постепенно, используя формальную логику.
Пройти тест на учебный стиль ILS можно здесь.