Когнитивная перегрузка - что это такое и как ее избегать
Пролог от Виктора Гюго
После того как Виктор Гюго передал в издательство рукопись «Отверженных», он сразу уехал отдыхать. Но ему так хотелось узнать, как идут продажи, что он не удержался и отправил письмо издателю. В письме был только один знак «?». В ответе издателя тоже был только один знак «!». Оказывается, как мало иногда надо для достижения своей цели!
Основное назначение мозга – это… забывание!
Результат когнитивной перегрузки (перегрузка информацией) проявляется притуплением физиологического внимания. Всем знакомо такое состояние – мысли в голове путаются, чувства притупляются.
Мозг – это селективный орган и отбор нужной информации осуществляется совокупностью очень мощных фильтров. Здесь и сенсорный ввод данных, и оперативная (рабочая) память и еще множество других мыслительных инструментов. Все они по отдельности и в совокупности либо помогают, либо мешают обработке информации и запоминанию ее в ячейках долговременной памяти. То есть мы эволюционировали не только потому, что наши предки обучались нужным вещам, но и потому, что они забывали все лишнее. У нашего мозга достоинства заключаются не только в возможности обучения, но и процессах фильтрации и безусловного забывания.
Подавляющее большинство людей не знают, как работает человеческое восприятие и как мозг воспроизводит в сознании внешние факторы. Все мы во власти иллюзии, когда существует то, что для нас нужно, а не то что есть на самом деле. Из гигабит сенсорной информации, которую мы получаем от зрения, вкуса, слуха, осязания, обоняния и балансировки, в нашем сознании откладывается лишь малая толика. С другой стороны, обрабатывая поток данных всего 16 бит в секунду, мы почти все быстро забываем. Обучение можно представить как отбор самородков в промывочном лотке среди тонны породы и дальнейшее их кодирование для запоминания. Процесс обучения осложняет и тот факт, что одновременно мы можем работать только с двумя органами чувств, например со зрением и слухом.
Львиная доля усилий в дистанционном обучении тратится зря из-за краткосрочного или даже мгновенного забывания. Оперативная (или рабочая) память достаточно ограничена, и без повторения или практического использования результаты будут весьма плачевны.
Предметные курсы слишком раздуты
Еще одним фактором, мешающим эффективному запоминанию, является чрезмерная раздутость предметных курсов. Они содержат слишком много материала, без которого можно легко обойтись.
В удаленном обучении много объемной анимации, которая содержит только иллюстрации, причем совершенно не инструктивные, огромные тексты с графикой, которая просто повторяет смысл текста. В E-learning программах содержатся тексты, которые не отредактированы должным образом, интерфейсы не настроены. А ведь все эти составляющие удаленного учебного процесса должны побуждать обучаемого к реальной работе. Его сознание должно работать как симуляция, т. е. моделировать с помощью учебного инструментария конечную цель любого курса – долговременное запоминание.
Перегрузка в оффлайне и онлайне
Когнитивная перегрузка есть и при оффлайновом обучении, и при онлайновом. Причем в оффлайне из-за большего количества отвлекающих факторов она выше. Традиционные методики обучения, такие как лекции, семинары, доклады и т. п., как будто специально придуманы для легкого забывания.
Онлайновое образование в этом плане заметно выигрывает. Особенно для детей, которым трудно найти мотивацию для сосредоточенности.
Эпилог от Пабло Пикассо
Один человек как-то спросил Пикассо о его рисунках, где люди не похожи сами на себя. После вопроса Пикассо, что он имеет в виду, тот показал ему фотографию и сказал: «Это моя жена». Пикассо ответил: «Это не Ваша жена. Неужели она такая маленькая?».